Top.Mail.Ru
Культура

Символ Нового года - от мастеров гусевского хрустального завода

Опубликовано: 28 декабря 2018 года
Хрустальные свинки, граненые пробки и бокалы для новогоднего шампанского – Гусевской хрустальный завод представил новую праздничную коллекцию. 

Эта хрустальная свинка, главный символ Нового года, рождается из капли горячего хрусталя. Она делается в «гутной» технике  - когда форма придается вручную. Над новогодними эскизами трудилась команда  художников Гусевского хрустального завода. Пробки для бутылок, медальоны на ёлку и бокалы для шампанского.  А «плавили»  уже  выдувальщики горячего цеха. Уши и хвост нужно присоединить быстро, а то застынут, говорит отдельщик выдувных изделий Евгений Гусев. 

Евгений Гусев, выдувальщик Гусевского хрустального завода: "Можно сравнить, как женщина начинает рождать ребенка. Так и мы.  Маленький полубаночек. Всего-то. А с него раздувается большое, большое, большое и красивое изделие".

Анастасия Сахарова, корреспондент: "Те, кто видит эти печи впервые, могут сравнить их с театральными декорациями. Здесь, как на сцене происходит главное действие, и актеры – сами работники мастерской".

На «подмостках» горячего цеха зимой работать легче, чем летом, признаются стеклоделы. Температура печей – до 1400 градусов.  И у каждой бригады  своя задача.  Одни набирают расплавленную массу хрусталя,  другие придают форму. 

Александр Сафронов, выдувальщик Гусевского хрустального завода: "Подается набор стекломассы, вот сюда, в форму. Ставится пойло грунтовой вазы , подпрессовывается нога. А потом остывает, я оставляю ее вот на этом кресле. И все, изделие готово".

Главное украшение хрусталя, сияющие грани – появляются на участке декорирования.  Двести лет назад  завод  исполнял  частные заказы для  Императорского двора. А недавно хрусталь впервые заказали покупатели с Ближнего Востока.  Синий кобальт с янтарем  –  цвет неба и золотых звезд - знаковые для восточной культуры. Рисунок наносится по наметке маркером, рассказывает  шлифовщик Надежда Юркова. 

Надежда Юркова, шлифовщик алмазной грани: "Ну это уже опыт с годами.  Уже знаешь, как сделать медальон, как сделать паутинку, глазки".

В Выставочном зале - редкие экземпляры работ художников разных эпох. Старожилы вспоминают Евгения Рогова – народного художника России, который посвятил заводу больше 50 лет. Сейчас бы  ему  исполнилось 100 лет , делится  главный художник Владимир Касаткин,. На вазе из синего и янтарного хрусталя– иллюстрации к произведениям Пушкина. Это реликвия, в единичном экземпляре. Как и ваза «Торжество» – в технике «накладного» хрусталя. Сквозь призму алмазной грани художник видел природу. 

Владимир Касаткин, главный художник Гусевского хрустального  завода: "На тему хлеборобия. Видите вот эти стремящиеся кверху грани, которые живут. Они живы. Грань мерцает. Почему? Она выполнена руками мастера, а мастер – не машина, а живой организм".

«Хрустальные» традиции Рогова продолжают сегодня  молодые художники. Композиция Светланы Березиной «Ветки» завоевала серебро в выставке «Ладья.  Зимняя сказка» в Москве. Она как и Евгений Рогов, вдохновлялась природой,  говорит Елена Усенко, заместитель генерального директора завода.

Елена Усенко, заместитель генерального директора  Гусевского хрустального завода: "Она очень современная, очень актуальная. И хорошо сочетается с современными интерьерами, решениями. Цвет очень необычный. Насыщенный, плотный, болотный цвет. И поверхность хрусталя, который практически не используют наши традиционный алмазные грани, в этом случае выглядит очень органично".

Уже больше двух веков Хрустальный завод  прославляет Владимирскую землю. И с его изделиями знаком каждый – они хранятся как в семейных сервизах, так и в частных коллекциях по всему свету.  Гусевские мастера верят - их  изделия приносят удачу.   

Анастасия Сахарова, Илья Хлудов, "Вести-Владимир".
Загрузить ещё
Выберите рассылку
свободное место
для вашей рекламы