Top.Mail.Ru
Факты

Александр Роу. Главный сказочник страны

Опубликовано: 18 марта 2016 года
Он был, пожалуй, главным сказочником страны. В формате большого экрана.  Александр Артурович Роу, знаменитый кинорежиссёр, чье 110-летие Россия отмечает в марте этого года. Прошли уже десятки лет, а экранизации  на тему русских народных сказок, которые которые сделал Александр Роу, по-прежнему считаются эталонными. "Василиса Прекрасная", "Кащей бессмертный", снятый в военном 44-ом, "Марья-искусница". Эти ленты пересматривают семьями. А крылатые фразы из них знает вся страна. 

В общей сложности Александр Артурович Роу  успел снять 16 фильмов-сказок. Роу - обладатель множества высоких наград. Он - народный артист и заслуженный  деятель искусств РСФСР. А появился на свет будущий главный сказочник "большого экрана" в городе Юрьевец Костромской губернии, ныне это Ивановская область. 8 марта 1906 года. Его отцом был ирландец Артур Говард Роу. В Россию тот приехал в начале 20 столетия - по контракту - налаживать мукомольное производство. Женился на гречанке. А год спустя  у пары появился сын Александр- будущий великолепный мастер режиссуры. Детство Роу было непростым. Отец работал в Сергиевом Посаде. Но как только началась первая мировая война, оставил семью, и сбежал на родину. Жена и сын оказались без средств к существованию. С малых лет Александру пришлось работать, чтобы поддержать больную мать. Школа-семилетка, промышленно-экономический техникум, агиттеатр "Синяя блуза", киношкола Бориса Чайковского , драматический техникум имени Ермоловой. Спустя несколько лет, в 1937-ом Александр Роу стал режиссером киностудии "Союздетфильм" (позже - киностудия имени Максима Горького).  Фильм-сказка "По щучьему веленью" - его первая самостоятельная работа. До Роу все чудеса на экране "творили" с помощью рисованной и кукольной мультипликации, а Александр Артурович пошел ва-банк. Волшебный сюжет доверил разыграть реальным актёрам. И, кстати, впервые  в истории советского кино - именно в этой ленте - заговорили животные.  Наследие Роу- настоящая сокровищница. Оценить каждый бриллиант- сможет и владимирский зритель, всех возрастов. Специально к юбилею "волшебника экрана" Киноцентр Владимирской области проводит акцию, посвященную наследию Александра Артуровича Роу. Название символично - "Драгоценный подарок". По названию одной из картин прославленного режиссёра и сценариста. Как подчеркивает директор Киноцентра Елена Ермакова, показы картин Роу пройдут во  многих территориях. 

ЕЛЕНА ЕРМАКОВА, ДИРЕКТОР КИНОЦЕНТРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Мы не могли в Год кино обойти вниманием эту дату. 110-летие Роу. Эти картины знаем мы, их помнят наши родители, и смотрят дети современные. У нас это мероприятие получится на целый год. Это интересно". 
 
Кстати, в самом Киноцентре, где делают первые шаги в мире киноискусства,  сами ребята - воспитанники отдела детского киноискусства готовят специальную викторину. И специально для нее снимают  эпизоды по сказкам Роу.  К примеру, по мотивам "Королевства кривых зеркал" по знаменитой сказке Губарева. 

МАРИНА ПРИЩЕПА (ОТДЕЛ ДЕТСКОГО КИНОИСКУССТВА): "Я хочу стать актрисой. Пойти в театральное, выучится, чтобы стать хорошей актрисой. Играть и в кино, и в театре".

Почему Роу считают не просто корифеем, новатором? Роу пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки. К примеру, "Василиса Прекрасная" ( картина вышла на экраны в предвоенном, сороковом)  была выстроена по законам лирической драмы. Особый акцент- подбору актёров. Так, в "Василисе Прекрасной" в роли богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы-Яги -  Георгий Милляр. Во время съёмок Александр Артурович обратился в загорские мастерские игрушек. Умельцы изготовили макет Змея Горыныча. 5 метров в высоту, 11 метров в длину. Внутри Горыныча помещались 2 десятка человек. Этот персонаж оказался настолько страшен, что к нему отказалась подходить даже лошадь.  

По словам артистов, Роу никогда не подсказывал, что и как играть. Команду набирал сам. И не щадил даже мастеров. К примеру, Михаил Пуговкин вспоминал, что  Александр Артурович не отмечал кадры, не "выстраивал", сказка была его стихией, он просто ее чувствовал. По словам всех, кто знал Александра Роу,  тот до конца жизни оставался добрым и наивным маленьким ребёнком. Обожал розыгрыши. Его фильмы были по-настоящему озорными,  в них было много интересной музыки, и  запоминающихся персонажей. Но все же лучшим творением Александра Роу называют сказку "Морозко". Картину он снял в 1964 году. Как вспоминала исполнительница роли Марфушеньки - Инна Чурикова - она даже в болоте тонула с восторгом, и азартом ела лук вместо яблок - тогда они были дефицитом. "Волшебным, по ее словам, на съёмочной площадке было всё". Экранизируя русский фольклор, Александр Роу старался донести "не только добрым молодцам урок", но прежде всего - душу, основу сказки и традиции родной страны.  В 1965 году лента "Морозко" принесла Александру Роу Гран-при международного фестиваля для детей и юношества  в Венеции. А теперь ее знают во многих странах мира. Главного сказочника страны не стало в декабре 1973-его. Уже после его смерти по сценарию Роу Геннадий Васильев снял картину "Финист-ясный Сокол". А в 1993 году в Москве был организован Фонд детского кино имени Александра Роу. Его картины пересматривают уже несколько поколений, и это главное доказательство - пройдя проверку временем, фильмы "режиссера-волшебника "- по-прежнему - "драгоценный подарок".
Выберите рассылку