03.02.2012 1119

Листая старый календарь: 3 февраля 2012 год

Незримый герой культового фильма Глеба Панфилова. С ним я собираюсь вас познакомить в рамках нашей традиционной краеведческой рубрики.

140 лет назад, а более точной даты назвать не могу, в деревне Маланьино Вязниковского уезда (сегодня это Палехский район Ивановской области) родился Александр Егорович Балдёнков, потомственный иконописец и поэт. Учился ремеслу богомаза, как говорили на Руси, в заповедном Палехе и Москве. В первопрестольной же и работал мастером-личником - так называли иконописцев, которые писали на иконах лицо, в отличие от доличников, писавших платье и фон. В 1905 году участвовал в революционных событиях в Москве, в 17-ом вступил в партию большевиков, воевал на Гражданской войне. После перенесённого тифа был комиссован и вернулся в Палех. А чем зарабатывать на жизнь, если иконы стали не нужны? Балдёнков занялся малярными работами, ходил по окрестным деревням, в которых писал портреты по заказам, эпитафии на могильные памятники. Жил Александр Егорович в доме у известного иконописца и миниатюриста Ивана Голикова. В книге его сына Николая Ивановича Голикова есть страница, рассказывающая о Балдёнкове.

Вот, что пишет Николай Голиков. "Личником он был отличным. Его приютил мой отец. Они друг друга хорошо понимали. Две их совместные работы я запомнил на всю жизнь. Это "Портрет кулака", написанный на иконной доске, и пластина "Речь Степана Разина перед голытьбой". Как-то к отцу пришла вдова Балдёнкова Ираида с просьбой -не поможет ли он ей чем, уж очень она бедствовала. Денег у отца в то время не было.
 "А ну-ка, подожди, Ираида", сказал он и полез в сундук. Вытащил доску с портретом известного кулака, сказал: "Его мы писали с Александром Егорычем вдвоём, но больше тут работы его. "Погоди немного, я скоро приду". Не прошло и получаса, отец вернулся и сказал Ираиде: "Купили для музея, просят тебя прийти сейчас и получить за портрет деньги." Сам спившийся богомаз умер в Палехе в 1928 году.  Надо сказать, что работы Балдёнкова действительно хранятся в Государственном музее палехского искусства. Уцелели и его рукописи, которым суждено было пережить второе рождение спустя полвека после кончины их автора.

В середине 70-х годов прошлого века в Иваново кинорежиссёр Глеб Панфилов представлял свой новый фильм "Прошу слова", снятый, между прочим, во Владимире. После просмотра один из зрителей заговорил о том, что в каждом фильме Панфилова главное действующее лицо - женщина и предложил нарушить эту традицию, сказав, что есть любопытный человек для роли главного героя. Тут он назвал фамилию Александра Балдёнкова. Рассказ о нём в самом деле зацепил знаменитого киномастера. Он познакомился с материалами о Балдёнкове и его рукописями, на основе которых родился сценарий фильма "Тема". Съёмки его проходили в Суздале в 1979 году. И впервые у Панфилова в центре сюжета был мужчина, но не Балдёнков, а столичный  писатель Ким Есенин. Живой и уставший классик, которого играет Михаил Ульянов, приезжает в провинцию, якобы для того, чтобы обдумать очередной шедевр-пьесу о Киевской Руси. При этом понимая, что как творец давным-давно кончился и больше ничего достойного не напишет. В местном краеведческом музее Ким Есенин наблюдает с восхищением за экскурсоводом Сашей (Инна Чурикова) и вполуха слушает её рассказ для туристов о всеми забытом крестьянском поэте Александре Егоровиче ...Чижикове. Так в фильме для благозвучия поименован Балдёнков. Саша рассказывает:"Он понимал себя великим  певцом новой жизни, обречённым на маленькую судьбу. Я собираю его стихи и пишу о нём книгу. Стихи его часто нелепы, но в них всегда искра истинного таланта.

Лай собаки, вдруг слышу, раздался,
И бессонный петух прокричал.
Бедный гений в мозгах застучался.
сочинять я куплеты начал.

Встретившись с Есениным, Саша показывает ему могилу Чижикова и продолжает свой рассказ о "бедном гении". "Однажды я стоял ночью на колокольне, - пишет он, - и вдруг мне показалось смешным положение моё. Вот я стою выше всех и не сплю. А они все спят в своих низких домиках. И мне пришла в голову шальная мысль: разбудить весь городишко, встревожить сон людской. А что, если я ударю в набат? Граждане, скажу я людям, посмотрите на вашего певца. Вот, я один стою на колокольне, и нет ни одного родного человека у меня на земле". После этого Ким Есенин, в порыве душевной откровенности, произносит: "Вы мой ангел, Сашенька. Вы подарили мне ТЕМУ. Я буду писать о Чижикове. Я тоже хочу ударить в набат!"

Фильм Глеба Панфилова "Тема" пролежал на полке с 1979 по 1986 год. Зато когда "Тема" прорвалась на Берлинский кинофестиваль, она впервые принесла признание кинематографу перестройки, получив главный приз - Золотого медведя. "Тема" - самая прямая, самая политизированная картина Глеба Панфилова. Именно поэтому она произвела в своё время столь сильное впечатление. Как и её незримый герой - прототип Александр Егорович Балдёнков.

Сын 19-го века, изжил я трёх уже царей,
Три революции в полвека,
Но в нас всё вижу дикарей.
Остатки жизни доживаю,
Я, искалеченный судьбой.
Друзья, вас к свету призываю,
Все - к свету молодой гурьбой.

Коряво и наивно, но как трогательно... Разве не настоящий поэт-человек с таким душевным складом? 140 лет назад Александр Егорович Балдёнков появился на свет, а узнали мы о нём по-настоящему только в конце 20-го столетия. Лучше поздно, чем никогда.





Комментарии

Введите слово
с картинки