Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь. 30 ноября 2012 год

Опубликовано: 30 ноября 2012 года
Листая старый календарь. 30 ноября 2012 год
Они брали Париж без боя. Очередную страницу нашей традиционной краеведческой рубрики открывает её автор Валерий Скорбилин. Как и другие наши проекты, рубрику можно услышать на сайте vladtv.ru.

75 лет назад, 27 ноября 1937 года, в селе Мостцы Ковровского района Владимирского округа (сейчас - Камешковского района Владимирской области) похоронили с музыкой Николая Васильевича Кондратьева, создателя первого в России ансамбля владимирских рожечников. А лежит то село всего в четырёх километрах от деревни Мишнево, где в 1843 году Кондратьев появился на свет в бедной семье пастуха. Почти 95 лет жизни было отпущено человеку, который  родился задолго до отмены крепостного права, а умер в эпоху испытаний первых реактивных ракет. Что же было самым значительным  на его долгом веку?

Коллективное рожечное музицирование имеет древние корни и продиктовано непосредственно характером пастушеского ремесла. Домашний скот пасли по всей России, а вот культура рожечных наигрышей имела локальное распространение, ограничиваясь относительно небольшой территорией соседствовавших губерний-Московской, Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Костромской. Николай Кондратьев был с десяти лет у отца в подпасках, выучившись играть на пастушеском рожке.. В пятнадцать лет мальчика отвезли  в уездный Ковров - учиться на столяра. Двадцати лет Кондратьев уехал работать на Сормовский завод в Нижний Новгород и поступил в столярный цех железнодорожных мастерских. С рожком никогда не расставался. Будучи очень трудолюбивым и настойчивым, Кондратьев смог в 1870 году создать, как тогда называли, хор рожечников из пастухов соседних с его родным селом Мишневом деревень.

Пастухи-рожечники, а всего их было двенадцать, начали играть на народных гуляниях, праздниках, свадьбах и ярмарках во Владимире, Муроме, Нижнем Новгороде. Об их искусной игре разнеслась молва. В 1883 году у рожечников появился антрепренёр, они были приглашены в Петербург, где выступили в увеселительном саду "Ливадия". Вот что сообщал об этом в письме  своим друзьям Дианиным в село Давыдово Владимирской губернии композитор Бородин : "...Знаете ли, что у нас в Питере производят фурор владимирские пастухи-рожечники, играющие на рожках в "Ливадии"? Это такая эпическая народная красота во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия...".  В Петергофе музыкантов представили  Александру III. Он слушал их вместе с семьёй на свежем воздухе под парковыми липами. Играли недолго, заслужив похвалу императора и получив от него в конверте сто пятьдесят рублей ассигнациями.

А  в 1884 году невиданный ансамбль услышали в столице Франции.. Сохранилась афиша парижского выступления владимирских рожечников. Они играли на Всемирной промышленной выставке, где в  концертной программе исполнили "Марсельезу". Хор владимирских рожечников имел, как писали в газетах "бешеный успех". Они удивили парижан не только необычностью музыки, но и своим внешним видом. Двенадцать бородатых мужиков-пастухов, одетых в кафтаны, в лапти и высокие шляпы, воспринимались как чудо. Последовали приглашения на гастроли в Брюссель, Лондон и Берлин. Увы, история закончилась плачевно: антрепренёр Каратавов всего за одну ночь спустил в казино весь гастрольный заработок хора. Домой, во Владимирскую губернию, шли пешком, прося по дороге милостыню. А Каратавов потом явился к рожечникам — каялся, просил прощения. И был прощён. В 1896 году хор владимирских рожечников выступал на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде, где их услышал молодой Горький. В своей статье "Беглые заметки", напечатанной в газете "Нижегородский листок" ,исатель, в частности, отмечал: "Они, бесспорно, играют с большим искусством и замечательно верно передают напевы русских песен". Позднее Горький упомянул ансамбль Кондратьева в романе "Жизнь Клима Самгина".

Владимирскими рожечниками Николай Кондратьев руководил до начала ХХ века.  После выступлений на Всероссийской кустарной выставке 1902 года в Петербурге он передал ансамбль более молодому ученику и своему земляку - Петру Бахареву. Ансамбль под его управлением был записан на граммофонную пластинку. После 1917 года хор рожечников выступал на владимирских губернских совещаниях и конференциях, в клубах Ковровского и Камешковского районов, а в 1923 году - в Москве на Всероссийской сельскохозяйственной выставке. В тот год свидетелем его выступления стал журналист и начинающий писатель Михаил Булгаков. Вот как заканчивается его очерк "Золотистый город". "На сцене, став полукругом, десять клинобородых владимирских рожечников высвистывают на длинных деревянных самодельных дудках старинные русские песни. То стонут, то заливаются дудки, и невольно встают перед глазами туманные поля, избы с лучинами, тихие заводи, сосновые суровые леса. И на душе не то печаль от этих дудок, не то какая-то неясная надежда. Обрывают дудки, обрывается мечта". Когда замолчали насовсем дудки того кондратьевского ансамбля, доподлинно неизвестно. Но известно, что в наше время в Камешковском районе образовалась традиция проводить ежегодные праздники владимирских рожечников. В деревне Мишнево, откуда родом Николай Васильевич Кондратьев его именем названа улица и установлена мемориальная доска подвижнику волшебного искусства владимирского рожка.