Top.Mail.Ru
Общество

Создатель "энциклопедии" русских наличников Иван Хафизов - на владимирской земле

Опубликовано: 12 января 2015 года
Оконный наличник - предмет народного искусства и гид по географии. Какие тайны хранят эти декоративные элементы? Ответ знает Иван Хафизов - создатель настоящей энциклопедии русских наличников. Их он фотографирует во всех русских городах. Одну из остановок в своем путешествии Иван Хафизов сделал в Суздале.

Яркий цвет, слегка вытянутая форма, характерный узор – типичный ярославский наличник, сходу резюмирует Иван. Он видел таких тысячи. Говорит, фирменный стиль есть у каждого региона, реже – у города. Своих мастеров в Суздале, видимо, никогда не было. Поэтому наличники покупали у соседей. Работу ярославских резчиков выдают полукруглые – от края до края – очелья. Костромичей - двойные полуколонны по бокам, ивановцев – ажурная резьба вдоль подоконника.

ИВАН ХАФИЗОВ, ФОТОГРАФ: "Во Владимирской области наличники более солидные. Такое ощущение, что они делались из более толстых досок. Они более массивные, т.е. такие более брутальные. Если поехать в какой-нибудь Ковров, то там прямо кажется, что наличник будто вдвое больше, чем этот. У него огромное очелье, он очень большой и тяжелый. Т.е., в принципе, я все время говорю, что, если вы без памяти оказались в каком-нибудь нашем небольшом городе, можно, глядя на наличники, определить, где вы".

Такую страсть русского человека к наличникам и украшению окон Иван объясняет довольно просто. Взять европейские дома. Знакомство с ними, как правило, начинается с двери. Отсюда – такая любовь европейцев ко всевозможным резным и литым дверным ручкам, «колотушкам» и прочим деталям. У нашего дома дверь еще нужно поискать, а окна – вот они. Украшая дом и защищая его от ветра, наличники служили еще и оберегами. В остальном рисунок резьбы шел на откуп фантазии автора и достатку заказчика. В те времена, говорит Иван, наличники были чем-то вроде автомобиля сегодня: поскромнее, побогаче, но в общем-то – у всех. История наличников насчитывает несколько столетий и занимает всего пару  строчек в литературе. Есть фотоальбомы наличников, несколько уникальных экземпляров (представьте себе) хранятся в музее в США.

ИВАН ХАФИЗОВ, ФОТОГРАФ: "Самое потрясающее открытие это, наверное, то, что о них никто ничего не знает. Т.е. мне из Миннеаполиса  из музея присылали фото  наличника лежащего на асфальте и говорили: «Вы знаете, мы отправляли эту картинку в музей декоративно-прикладного искусства» и они не смогли нам помочь. И вы не могли бы…». Я читаю и думаю: «ну, что определить – возраст, местонахождение, что?». Они пишут: «Вы не могли бы определить, где верх»".

В наши дни о сохранности наличников заботятся разве только истинные ценители старины. Иван запомнил этот дом еще «нарядным». Но год назад хозяева поменяли оконные рамы на стеклопакеты, которым наличники оказались не в пору.

- Вот! Стоит стеклопакет и ничего страшного. Т.е. это все нормально сочетается между собой. Но почему-то очень многие снимают. Т.е. нефункционально, не модно, нужно его подкрашивать, поддерживать. Это неудобно, долго, да и не за чем.

Фотографируя дома с наличниками, Иван Хафизов объехал больше ста городов России. И набрал достаточно материала, чтобы издать целую энциклопедию. А пока колесит по стране с выставками. Одна из них пройдет во Владимире в феврале.

Дарья Давыдова. Андрей Синягин

Загрузить ещё