Гастролировали вместе - погибали порознь. Очередную главу нашей краеведческой рубрики открывает её неизменный автор Валерий Скорбилин.
Они не родились, не учились, не выросли и не ушли из жизни в нашем крае. Потому как были здесь только заезжими гастролёрами. Но спустя десятилетия, когда о них говорят "известные", "выдающиеся", "знаменитые", даже мимолётное соприкосновение таких людей с владимирской землёй вносит маленький штрих в её богатейшую историю. Артисты, певцы, музыканты, художники, литераторы...Счёт идёт, скорее всего, на десятки. Среди них - и две фамилии на афише 1916 года, которая 95 лет назад оповещала жителей губернского города на Клязьме: "Театр "Ампир". Во вторник 13 ноября. Единственный концерт Надежды Васильевны Плевицкой, старые и новые песни. В концерте участвует народный поэт Николай Клюев". Что значили эти имена в старой дореволюционной России, сегодня, увы, помнит далеко не каждый.
Надежда Плевицкая, дочь крестьян Курской губернии, не знающая музыкальной грамоты девушка, обладала абсолютным слухом и завораживающим меццо-сопрано. Без труда справлялась с самыми сложными оперными партиями и вскоре стала профессиональной певицей. Собинов и Шаляпин снимали перед нею шляпу, а император Николай II, слушая её пение, низко опускал голову и плакал. Он же, по легенде, и окрестил её "курским соловьём". В московский ресторан "Яр" ходили "на Плевицкую": услышать русские народные песни в неповторимом исполнении. В губернский Владимир Плевицкая пожаловала в зените славы, снявшись уже и как киноактриса в главных ролях двух немых фильмов. По чистому совпадению в 1916 году ей исполнилось 32 года, как и её напарнику по выступлению Николаю Клюеву. Во всём остальном сравнивать певицу и поэта трудно. Выходец из Олонецкой, то есть нынешней Вологодской губернии, Клюев со своим народным сказительством, замешенным на символизме, стал заметным явлением в литературном Петербурге. Блок, Гумилёв, Белый, Ахматова сразу же оценили мощь его таланта. Есенин называл его своим учителем, хотя впоследствии стал называть врагом. В пору владимирского выступления за Клюевым значилось уже шесть поэтических сборников. Однако публика губернского города по-разному отнеслась к обоим славным гастролёрам.
Вечером 13 ноября (по нашему календарю - 26-го) небольшой переполненный зал электротеатра "Ампир", как тогда именовался кинотеатр "Художественный", трещал от аплодисментов. Как отметила позже газета "Старый владимирец", успех певица имела "необычайный". После первого отделения концерта Плевицкая предложила публике пожертвовать на рождественские подарки солдатам местных полков: не забудем, что 1-ая мировая война продолжалась. С военной фуражкой в руке Надежда Васильевна обошла зрительный зал. Тот же "Старый владимирец" писал, что "публика охотно жертвовала симпатичной гастролёрше , и в результате в пользу воинов было собрано 287 рублей". А вот о выступлении Николая Алексеевича Клюева та же газета поведала совсем другим тоном. "Неистовый вой поэта с желанием как можно больше походить на всамделишного мужика никого не убедил, несмотря на его заявления, что он не артист и песни его складывались не на мягком диване, а в "курной" избе". Да и много ли культурных любителей поэзии было среди тогдашней провинциальной публики? Большинство жителей вообще не читало ничего художественного. Собравшиеся в тот ноябрьский вечер1916 года на концерт в электротеатре "Ампир" владимирцы не ведали, что всего через год их благополучной, тихой жизни наступит конец. Трагичной оказалась и судьба виденных ими гастролёров.
Во время Гражданской войны Плевицкая поначалу выступала с концертами перед бойцами Красной Армии. Затем было бегство от большевиков в Париж и расцвет "плевицкомании" среди тамошней белоэмигрантской публики. Жизнь дивы протекала довольно безбедно, а после 1930 года стала ещё благополучнее после того, как Плевицкая начала сотрудничать с советской разведкой. Вместе с третьим своим мужем, полковником корниловской дивизии Скоблиным, она организовала в 1937 году похищение из Парижа агентами НКВД генерала Миллера, главы Русского общевоинского союза, объединявшего силы белой эмиграции. Преступление нашумело на всю Европу. Арестованную Плевицкую французский суд приговорил к 20 годам каторги. Президент Франции помиловать её отказался. 1 октября 1940 года Надежда Плевицкая скончалась в женской тюрьме города Ренн. Поэт Николай Клюев, прИнявший Октябрьскую революцию с восторгом, постепенно дистанцировался от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир. На самом деле, именно Клюев, а не Есенин имел безусловное право сказать о себе "я последний поэт деревни". Критика же в глаза шельмовала его как "идеолога кулачества". Неумолимо надвигалась развязка: в 34-ом Клюева арестовали в Москве и сослали на пять лет в Томскую область. В 1937 году в Томске поэта судили повторно; в конце октября он был расстрелян. Редкостно крупный талант Николая Клюева часто ставят выше есенинского, а у Надежды Плевицкой, по многим оценкам, до сих пор нет соперниц в исполнении русской народной песни. Но в 1916 году, во время ноябрьского концерта во Владимире, осознать и то и другое было ещё невозможно.