проекты
21.12.2012 835

Листая старый календарь. 21 декабря 2012 год

София Суздальская, или судьба неугодной жены. Очередную историю в нашей краеведческой рубрике расскажет её неизменный автор Валерий Скорбилин.

470 лет назад, 18 декабря 1542 года в Суздале скончалась Соломония Юрьевна Сабурова, первая жена великого князя московского и владимирского, первого государя всея Руси, Василия III, отца Ивана Грозного.  Пожалуй, имя этой женщины-самое известное  среди всех знатнейших инокинь суздальского Покровского монастыря. В то же время именно в этом имени действительные события и легенды, факты и догадки переплелись столь тесно, что сегодня за точность изложения судьбы Соломонии Сабуровой трудно поручиться даже самому добросовестному историку.

Боярская дочь Соломония родилась, вероятно, в конце 80-х годов 15-го века. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, отличалась добрым нравом и набожностью. В 1505 году царь Василий Иванович взял её в жёны. Невесту выбрали на смотре из 500 девиц (по другим сведениям, из 1500) из разных концов Руси. После двадцати лет брака Соломония так и не родила. Не помогали богомольные поездки в монастыри, молитвы о чадородии, а время неумолимо свершало свой бег. Бездетность царя угрожала стране большой смутой. Братья Василия то и дело поглядывали на его престол, а царь запрещал им вступать в брак, пока у него самого не  появится наследник. Это решение трагически скажется на истории рода Рюриковичей и всей России. В 1525 году Василий решает расторгнуть венчанный брак с Соломонией. При этом удаляет из столицы  и лишает священного сана митрополита Варлаама, выступавшего против развода. Существуют две версии того, что происходило дальше.

Первая версия основывается на свидетельствах австрийского дипломата барона Герберштейна, изложенных в его "Записках о Московии". Согласно ему, 25 ноября 1525 года Соломонию насильно привели в московский Богородице-Рождественский монастырь и постригли в монахини с именем София. Соломония яростно сопротивлялась, крича и плача,так что один из бояр ударил её бичом со словами: "Неужели ты дерзаешь противиться воле государя?" Тогда Соломония облеклась в иноческую ризу, будто бы молвив: "Бог отомстит моему гонителю!" Позже её перевезли в Покровский монастырь Суздаля, который она опекала ещё раньше как великая княгиня. Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, однако сам стал прецедентом, которому последовали и Рюриковичи , и Романовы в следующих поколениях. В начале 1526 года царь Василий женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя. Все эти события вызвали большое неодобрение в обществе. Как сообщает Псковская летопись, "А всё то за наше согрешение, яко же написал апостол: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит."

Вторая версия событий заключается в том, что Соломония Сабурова, видя несчастье мужа и сознавая угрозу смуты, нависшей над Россией, сама великодушно предложила Василию постричь её в монахини, а затем найти вторую жену и родить наследника-ради мира на Руси. Так, в Никоновской летописи говорится, что великая княгиня была пострижена в монахини "по совету ея", то есть по её желанию. Как бы то ни было, инокиня София отправилась в Суздаль, но лишь через пять лет у царя Василия родился сын, будущий Иван Грозный. Согласно тому же барону Герберштейну, в Покровский монастырь Соломония приехала беременной и родила там мальчика Георгия, которого отдала в надёжные руки, объявив, что новорождённый скончался. Не забудем, что до этого она прожила 20 лет в бесплодном браке. Для проверки этого слуха Василий III посылал в Суздаль доверенных лиц. Что они установили, неизвестно. Позже  этой историей якобы очень интересовался Иван Грозный.  По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором народ сложил известную песню "Жили двенадцать разбойников...". В 1934 году директор Суздальского музея Алексей Варганов обнаружил в усыпальнице Покровского монастыря небольшое белокаменное надгробие, под которым лежал истлевший свёрток тряпья, как полагают, остатки куклы, одетой в дорогую шёлковую рубашечку. В этой находке видят подтверждение легенды о Георгии, для спасения которого было устроено ложное погребение.

Инокиня София скончалась в Покровском монастыре в 1542 году, пережив мужа Василия и его вторую жену Елену Глинскую. Молва о святости инокини распространилась по Руси. При царе Фёдоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже почитали как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году она якобы спасла Суздаль от разорения поляками, явившись в грозном виде их предводителю Лисовскому. От страха у того парализовало руку,и он отступил от города. В 1995 году София Суздальская канонизирована в чине местночтимой святой. Тогда же были обретены её мощи. Икона Софии, написанная ещё в 17-ом столетии, почитается чудотворной. Покров на гробницу святой Евфросинии Суздальской, хранящийся в музее-заповеднике, по мнению исследователей , вышит инокиней Софией. Что касается роли всей этой истории в судьбе России, то в своё время патриарх Иерусалимский Марк предупредил царя Василия:"Ежели женишься вторично, то будешь иметь злое чадо:царство твоё наполнится ужасом и печалью, кровь польётся рекою, падут главы вельмож, грады запылают". Как известно, в правление  Ивана Грозного, сына Василия, эти слова патриарха оказались пророческими.






Комментарии

Введите слово
с картинки