проекты
21.06.2013 1229

Листая старый календарь. 21 июня 2013

Рукотворный памятник инженера Константинова. О судьбе человека и его дела в нашей краеведческой рубрике рассказывает её постоянный автор Валерий Скорбилин.

В этом году исполнилось 75 лет со времени сооружения в Москве Крымского моста и 110 лет со дня рождения его создателя, нашего земляка, известного советского инженера-мостостроителя Бориса Петровича Константинова. Мост был открыт 1 мая 1938 года. А вот точную дату появления на свет в 1903 году его творца, владимирские краеведы отыскать не торопятся. Интересно, как бы отнёсся к такой приблизительности создатель математически точных конструкций Константинов?

Родом он был из Юрьева-Польского. Вскоре после рождения Бори семья перебралась во Владимир. На углу улиц Музейной и Подбельского (тогда Троицкой) до сих пор стоит двухэтажный старинный дом №9, где квартировали Константиновы. Подросток успел закончить 5 классов Владимирской мужской гимназии. Дальше была революция , которая затянула юношу в круговорот событий. Уже в 1918-ом Константинов стал одним из первых во Владимире комсомольских активистов. Его направляли на оргработу в разные уголки России, охваченной гражданской войной. Он и с Фрунзе встречался, и с Чапаевым разговаривал, и Ленина слушал. В 1921-ом Борису сказали, что такому способному надо доучиваться и учиться дальше. Так молодой Константинов оказался в Москве, окончил рабфак и Институт инженеров транспорта, а затем аспирантуру на кафедре "Мосты" под руководством академика Передерия. Получил учёную степень кандидата технических наук. Даже побывал в 1933 году в научной командировке в Соединённых Штатах. Дело жизни Бориса Константинова определилось бесповоротно и навсегда.

Много ли вы знаете мостов, которым посвящены стихи, песни и другие художественные произведения? Конечно, мост Ватерлоо. Мост Мирабо. Бруклинский мост...Трудно продолжить этот список. А известны ли вам такие строки? Когда иду я через Крымский мост- Стальные фермы, балки вперехлёст, Заклёпки в два ряда, стальные шляпки, Весь в солнце над рекою в пустоте- Теряя чешую, монетки, перья, тряпки, Завидую высокой простоте. Сонет , посвящённый Крымскому мосту, написал небезызвестный Генрих Сапгир. Что же это за сооружение, вдохновившее известного поэта? Крымский мост в Москве- детище инженера Бориса Константинова и архитектора Александра Власова. Это т.н. висячий мост, редко встречающийся в практике мирового мостостроения. Пилоны моста, каждый высотой около 29 метров, стоят независимо один от другого. Через верх проходят цепи, закреплённые по концам моста. Длина каждой -почти 300 метров, а общая длина моста- около 700 метров. На него ушло примерно 10 тысяч тонн стали, то есть около тонны на кв.м. поверхности. Другого такого металлоёмкого моста в мире нет. В то же время ажурная конструкция создаёт впечатление необычайной полётности всего сооружения.

Крымский мост проходит через Москву-реку. Он расположен на трассе Садового кольца и соединяет Крымскую площадь с улицей Крымский вал. Раньше на месте современного моста находился деревянный Никольский мост, построенный в 1789 году. В 1870-м его заменили металлическим, а в 1936 -ом разобрали. Мост получил название от древнего "крымского брода", через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву. Константиновский мост очень эффектно вписан в окружающий ладшафт, что добавляет ему привлекательности в глазах москвичей и гостей столицы. Он давно стал одной из значимых достопримечательностей, составляющих образ Москвы, и включён в Список объектов культурного наследия России. Не случайно в СССР дважды выходили почтовые марки с изображением Крымского моста: в 1939-ом, вскоре после открытия, и в 1948-ом, когда отмечалось 800-летие Москвы. В том же году Борис Петрович Константинов был удостоен Сталинской премии. В 1980-м на Крымском мосту установлена мемориальная доска, увековечившая фамилии двух его отцов. А в криминальной хронике Крымский мост нередко фигурировал как место, которое облюбовали желающие добровольно свести счёты с жизнью.

Вернёмся к судьбе Бориса Константинова. В 30-е годы под его руководством были возведены два моста в городе Запорожье при строительстве знаменитого ДнепроГЭСа. Однако оба были взорваны отступающими советскими войсками в 1941 году. Гитлеровцам удалось частично их восстановить. Но в 43-ем, уже при наступлении, наша авиация превратила детища инженера Константинова в груду искорёженного металла. Восстанавливали мосты через Днепр после войны уже под руководством другого инженера. А Константинов также построил во время Великой Отечественной переправу через Волгу в Астрахани. В мирное время наш земляк занимал руководящие посты в Главмостострое МПС СССР. Имеет государственные награды.Жизнь его оказалась долгой, возможно, не раз он приезжал и в родные владимирские места, только мы об этом не знаем. 20 лет назад, когда ему было уже 90, Борис Петрович Константинов ушёл из жизни, оставив нам рукотворный шедевр своей инженерной мысли-Крымский мост в столице России.




Комментарии