Листая старый календарь

Листая старый календарь. 5 июля 2013

Опубликовано: 5 июля 2013 года
Этот владимирский храм замечателен тем, что имеет два возраста и одну тайну. Подробности, как всегда, сообщит автор нашей краеведческой рубрики Валерий Скорбилин.


Едущему по Муромской дороге из-за Клязьмы во Владимир, на высоком холме открывается белостенный храм, который нельзя не заметить. По определению архитекторов, храм воспринимается крайней слева доминантой в панораме исторической части Владимира. Мы ведём речь о церкви Вознесения Христова, которая в нынешнем году может считаться дважды юбиляршей.

"Церковь Вознесенье Христово на Вознесенской горе" упоминается в архивных документах с 1628 года, то есть 385 лет тому назад. Она возводилась в стоявшем на этом месте древнем Вознесенском монастыре, о котором сообщает знаменитая Лаврентьевская летопись. Оказывается, даже после сожжения обители монголо-татарами в 1238 году монастырь отстроился, и к началу 18 века церковь в нём была ещё деревянной, но, видимо, уже сильно обветшавшей. Так что в 1718 году, то есть без малого три столетия назад, в Петровскую эпоху, на месте деревянного началось строительство каменного храма, продолжавшееся целых семь лет. Лишь спустя ещё сто лет к храму пристроили колокольню, позднее расширили трапезную часть. Храмовые долгострои минувших веков были не в диковинку, ведь деньги собирали всем миром, искали пожертвования у зажиточных людей. Так и тянулись годы и даже десятилетия.

В настоящее время храм Вознесения Христова-самый ранний памятник из владимирских церквей 18 века, составляющих местную архитектурную традицию. В её композиции и декоре человек со вкусом разглядит и мотивы древнерусского зодчества, и элементы раннего московского барокко. Так строили многие российские храмы при Петре Первом. Можно утверждать, что именно Вознесенская церковь служила в той или иной степени конструктивным образцом для всех последующих храмов Владимира. Под сводом её даже частично сохранилась незаурядная роспись середины 18 века. К сожалению, мы уже вряд ли узнаем имя того, кто приложил к этим стенам свою руку на столь высоком профессиональном уровне. Четыре большие композиции ориентированы по четырём сторонам света: "Вознесение христа"-на востоке, "Преображение"-на западе, "Вознесение Богоматери" на севере и "Крещение" на юге. В углах написаны в рост человека фигуры евангелистов и их символы на фоне облаков. Ниже идут изображения святых князей и мучеников, композиции на евангельские темы. Лица персонажей, включая Христа и апостолов, написаны столь выразительно, что притягивают к себе взор посетителя словно помимо его воли.

Прихожанами храма Вознесения Христова были, в основном, жители владимирской слободы Гончары: ремесленники, мещане, мелкие купцы да ещё крестьяне соседней деревни Быковки, которая позднее слилась с городом. Сегодня только старожилы Владимира помнят, что в судьбе Вознесенского храма, пережившего десятилетия государственного атеизма, были совершенно безрадостные и безбожные страницы. После Великой Отечетсвенной здесь жили немецкие военнопленные солдаты, строившие тракторный завод и рабочий посёлок вокруг него. Долгие годы здесь квартировала фабрика по производству и ремонту обуви. Это настоящее чудо, что храм не искажён перестройками, не испорчена его живопись. Также труднообъяснимой привилегией храма Вознесения Христова видится сохранение крошечного приходского кладбища , на котором упокоены его клирики, и где совершаются захоронения и в наше время. Только в начале 90-х здание церкви было возвращено православной епархии, началось его благоустройство. А около десяти лет назад при прокладке коммуникаций у алтарной части храма была сделана загадочная находка.

Вот цитата из газеты "Старый владимирец" за 13 мая 1912 года. "При Вознесенской церкви, как известно, покоится прах действительного камергера Двора Его Императорского Величества, майора Ахтырского гусарского полка, князя Дмитрия Николаевича Голицына. Как гласит надпись на памятнике, герой войны августа 26-го дня 1812 года в баталии при Бородине смертельно ранен и кончил жизнь того же года 22 сентября...Почему герой войны со столь известной фамилией похоронен во Владимире, остаётся неизвестным".(Конец цитаты). Действительно, молодой князь Дмитрий Голицын был тяжело ранен на поле Бородинского сражения, эвакуирован в Москву, откуда его пытались перевезти в Нижний Новгород. Вероятно, князь умер по дороге во Владимир и его решили похоронить в храме Вознесения Христова. Однако запись о кончине Дмитрия Голицына в метрической книге церкви за 1812 год так и не обнаружена. А надмогильный памятник герою отечественной войны 1812 года был ,конечно же,разобран в советское время. Теперь вернёмся к тому, что обнаружилось при прокладке коммуникаций у алтарной части храма. Это было офицерское захоронение, если судить по хорошо сохранившимся золотым эполетам и сильно позеленевшей медной иконке святого мученика Димитрия. Увы, вместо того, чтобы пригласить археологов и других специалистов для изучения находки, церковные служители сочли за благо поскорее захоронить останки на прежнем месте. Эполеты и иконку до сих пор не увидели ни местные краеведы, ни музейные работники. Загадка ждёт своего исследования.