Туалет по соседству с шедевром древнерусской архитектуры
Опубликовано: 26 мая 2017 года
В охранной зоне уникального памятника архитектуры - церкви Бориса и Глеба 12 столетия - туалет. Жители села Кидекша и общественники возмущены появлением нового объекта. Почему он нарушает требования? И какая уже последовала реакция - выясняла Мария Платанюк.
Древняя Кидекша: дыхание веков. Великолепный архитектурный комплекс: зимняя церковь святого архидьякона Стефания -1780 года постройки, колокольня 18 века, святые ворота. И главная жемчужина - Борисоглебская церковь - 1152 года. Особо охраняемый памятник федерального значения, церковь, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен во времена правления князя Юрия Долгорукого. И всё это - в уникальном природном обрамлении. Луг в пойме Нерли - историко-ландшафтный комплекс местного значения. Угрюмый тёмный параллелепипед дополнил исторический пейзаж совсем недавно. Бытовка, тонар, склад? Туалет! Новый объект вызвал бурю обсуждения.
Знаменитая церковь Бориса и Глеба - древнейший белокаменный памятник Северо-Восточной Руси. Ее изображение украсило миллионы туристических проспектов, альбомов и открыток. Но теперь сделать хороший видовой снимок туристы могут разве что с определенных ракурсов. Так какое же расстояние разделяет архитектурный комплекс и музейный туалет? Мы решили взять рулетку и замерить... Несколько минут работы, и вот результат. Расстояние - примерно 26 метров.
Туалет установлен по распоряжению руководства Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Известно, что таких объектов быта закуплено несколько. Музей решает, без сомнения, острейшую проблему. "Уборных" нет в Суздале, в той же Кидекше неоднократно жаловались на отсутствие этих "заведений" . Но вот загвоздка - объект установлен в охранной зоне. Там, где действуют строжайшие нормы и регламенты. Евгений Гранкин - начальник Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия - отмечает: разумеется, не могли остаться в стороне. Специалисты выезжали на место. Материалы - на руках. Официальные письма направлены. Если и решать больной вопрос, то в зоне регулируемой застройки и хозяйственной деятельности. А здесь - любое вмешательство запрещено, напоминает Гранкин.
Евгений Гранкин, начальник Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия: "Согласно действующему законодательству, полномочия по этому памятнику осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, и естественно, я, как орган охраны должен поставить в известность, и уже информация подготовлена и направлена".
Пока объект не функционирует: нет ни коммуникаций, ни света, ни канализации. В перспективе, он сможет принять и людей с ограниченными возможностями. Дело благое, если бы не "логистика". Люди не скрывают: появление музейного объекта в стиле хай-тек возмутило. Жители улицы Старой рассказывают: площадку- практически напротив ворот исторического ансамбля быстро засыпали щебенкой, а потом кран водрузил нечто. По словам людей и не думали, что придёт ТАКАЯ цивилизация.
Зоя Щедрина, жительница села Кидекша: "Туалет, конечно, нужен, без сомнения, и к нам вон постоянно просятся: пустите в туалет, но всё надо с умом делать".
Зинаида Пенкина, жительница села Кидекша: "Я чуть в обморок не упала. Сердце больное. Вот этот дом загораживает церковь, а тут еще эту страсть поставили".
Настоятель церкви архидьякона Стефания - отец Андрей - службы в зимнем храме проходят по воскресеньям и праздникам - возглавляет этот приход четверть века. То, что происходит, называет неуважением к историческому наследию, да и к самим жителям. Как рассказывает сын священника - Алексей, не было ни собраний, ни информации.
Алексей Осетров, житель села Кидекша: "Вот даже напротив люди живут, но их мнение даже не спросили, всё самовольно сделали, без всяких оснований".
Строение возмутило и профессиональное сообщество - архитекторов, реставраторов, историков. Валентина Землянская, с апреля 2016 года она возглавляет владимирский "Союз архитекторов": уверена: в Кидекше сейчас - исторический дисбаланс, грубое нарушение требований, которое может повлечь за собой серьёзные последствия.
Валентина Землянская, председатель владимирской общественной организации "Союз архитекторов России": "Восприятие объекта идёт именно в окружении ландшафта, окружающей среды. И на сегодняшний момент этот объект малой архитектуры - туалет - он поставлен на визуализационных связях".
Валентина Владимировна призналась: профессионалы, которые рады помочь советом, сегодня часто - в стороне. Диалога в таких стратегических темах, увы, не получается.
Валентина Землянская, председатель владимирской общественной организации "Союз архитекторов России": "Печально то, что это происходит по умолчанию, и потом мы лишь констатируем факт, когда невозможно уже что-то исправить, настолько изуродована ситуация".
За официальными комментариями мы обратились в сам музей-заповедник. Генеральный директор Игорь Конышев сейчас на отдыхе, а его заместитель - Сергей Захарков - через пресс-службу - сообщил, что рассказать о позиции музея сможет только "после понедельника". Сейчас документы на туалет проходят согласование в инспекции и в администрации Суздальского района. А начальник инспекции Евгений Гранкин поведал об итогах телефонного разговора с Конышевым.
Евгений Гранкин, начальник Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия: "Он согласен со мной, он сейчас в отпуске, он так мне и сказал: "вот Евгений Иванович, вот вы где скажите, там туалет и поставим, но нельзя же в зоне охраны устанавливать!""
Новые территории активностей, автоматы по продаже кофе и газировки, идеи "переформатирования" отдельных экспозиций. Это уже давно тревожит общественность. Ситуация в древней Кидекше "пополнила список". И вновь вывела на первый план вопрос: где она, та тонкая грань, между вечным и утилитарным. Тем более, говорят в Кидекше, есть и другие вопросы, требующие безотлагательного решения. Из старинной ограды архитектурного ансамбля на майские праздники посыпались кирпичи.
Мария Платанюк, Андрей Синягин "Вести-Владимир"