Top.Mail.Ru
Культура

Исследованием народного костюма Татьяна Гребнева занимается четверть века

Опубликовано: 27 июня 2017 года
Приближается Всероссийский День семьи, любви и верности. В канун праздника  владимирская художница по народному костюму Татьяна Гребнева стала экспертом программы, посвященной моде. В каких нарядах могли ходить  Петр и Февронья - святые покровители семьи и брака, - узнала  наш корреспондент Вера Куликова.

Русские сарафаны, рубахи, кокошники. Народные костюмы Владимирской губернии представят на программе, посвященной Дню памяти Петра и Февроньи. Это часть  коллекции Областного центра народного творчества. После этнографических экспедиций  по деревням и селам края их восстановили специалисты Центра.

Татьяна Гребнева, член Союза художников России: "Особенность владимирской традиции в том, что здесь испокон веков жило большое количество старообрядцев и так исторически сложилось, что в руках старообрядцев находилась вся текстильная промышленность. Можно сказать, что старообрядцы задавали некую нотку в моде или традиции того времени".

Татьяна Гребнева рассказывает,  поэтому женский костюм был сдержан. Интересный по крою - косоклинный  сарафан, но простой  по цвету. Повседневный: черный, темно-коричневый, темно-синий и праздничный-кумачовый.

Татьяна Гребнева, член Союза художников России: "Редко набойка встречалась, но встречалась. Праздничный сарафан женский девичий свадебный сарафан красного, кумачового с красивой по центру тесьмой широкой, двухполостной, которая называлась княжеской лентой".

Под праздничный сарафан надевалась белая рубаха. С минимальным декором.

Татьяна Гребнева, член Союза художников России: "Чаще всего мы встречаем кружевную отделку и ту самую мстерскую традиционную белую гладь. По белому тончайшему полотну, по тонкой кисее".

А эти женские платья - реконструкция нарядов, которые носили во времена Петра и Февронии в конце 12- начале 13  веков. Их создала художник Татьяна Гребнева.  Этот костюм под названием Воительница, считает художник,  Феврония могла  носить уже будучи княгиней, женой муромского князя Петра.  На защиту родных городов, когда погибали мужчины,  вставали женщины.  Костюм напоминает тунику.  Он полностью соткан Татьяной Гребневой  на станке.

Татьяна Гребнева, член Союза художников России: "Туника считается  одной из самых древних видов костюма. И  для русских и для славян была характерна многослойность, то есть носились не одна, а 2 рубахи. Как здесь представлена нижняя рубаха. Она более длинная  и подол у нее более орнаментирован".

Славяне воспринимали одежду, как дополнительный энергетический слой, оберег. Не только от непогоды, но и от  злых сил.  Наряды украшали орнаментом. Точно также как посуду или столешницы. Пояс также был защитным украшением.  Костюм воспринимался как образ мира. Особая философия.

Татьяна Гребнева, член Союза художников России: "Древний человек воспринимал мир тремя горизонтальными слоями. Верхний - это божественный  мир и сюда как раз входит головной убор, и поэтому здесь много солнечных знаков, солнечных птиц и элементов связанных с небесными знаками".

Грудная часть и плечи - продолжение солнечной символики.  Все элементы посвящены главному божеству - солнцу. От пояса - посвящение подземному и подводному мирам. Миру пращуров и предков. Элементы орнамента - ящерки или змейки - обозначают  прародителей. Исследованием народного костюма  Татьяна Гребнева занимается четверть века. Однако, мастер  до сих пор открывает  для себя его тайны.
И главное, продолжает нить уважения к народным традициям и  русской  истории.

 Вера Куликова, Александр Чунаев. "Вести-Владимир".


Загрузить ещё
Выберите рассылку