Передача ключевых музейных объектов церкви существенно снизит интерес туристов к популярным достопримечательностям. Если не убьет его вовсе. Такова позиция руководства музея-заповедника по вопросу церковной реституции. Росимущество опубликовало внушительный список объектов, на которые претендуют РПЦ и старообрядческая церковь. Среди них такие жемчужины архитектурного наследия как Золотые Ворота, ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале и Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном.
Епархиальный музей. Спонтанную экскурсию по залу истории Афона проводит сам владыка Евлогий. Фотографии, письма, книги, реликвии. Музей давно вырос из церковного кабинета, и сейчас занимает уже три комнаты. В епархии даже начали готовить своих экскурсоводов. В общем, ценности просвещения здесь никто не отрицает, говорит митрополит Евлогий. Просто всему должно быть свое место.
Владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский: "Храм вечно храм. Его нельзя ничем подменить. И, если занимает сейчас эти храмы отчасти музейные экспозиции, ну это, считать надо, только временно".
Именно музеи занимают большую часть храмов, на которые претендует Епархия и местная община старообрядцев. Золотые Ворота, планетарий, весь храмовый комплекс Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, два объекта «Александровской Слободы». Список федерального имущества, требуемого к передаче, насчитывает 25 объектов культурного наследия. Какими-то церковь де-юре уже владеет. Остальные может заполучить в ближайшее время. Особый интерес церковники питают к Георгиевскому собору в Гусь-Хрустальном. В бывшем православном храме располагается уникальный музей хрусталя.
- По форме каждый предмет напоминает фигуру восточной красавицы.
Какой именно предмет сейчас в прицеле гида, сказать сложно. Свешиваясь через перила и выгибая шеи, посетители пытаются рассмотреть очередную причудливую форму. Одну из тысячи на подиуме. Руководитель музея Виктория Угрюмова соглашается: в таком формате экспозиция себя, наверное, изжила. Предметам нужно больше пространства. Но вот так просто выставить коллекцию из храма невозможно, убеждена директор. Это не просто музей хрусталя. Это центр, сердце культурной жизни целого города.
Виктория Угрюмова, директор Музея Хрусталя имени Мальцовых: "Музей Хрусталя имени Мальцовых государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, он настолько прекрасен, роскошен и уникален, что вот так вот просто росчерком пера это сделать невозможно".
Вопреки слухам, никакой конкретики по Георгиевскому собору пока нет, уверяет Игорь Конышев. Осторожную переписку с различными ведомствами музей ведет с 2013 года, намереваясь и дальше защищать свои интересы. Как в Гусь-Хрустальном, так и в других городах. Ежегодно из миллиона уникальных посещений музея, примерно две трети заходов приходится именно на объекты церковного назначения.
Игорь Конышев, гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: "Если мы исключаем из туристского оборота (не только из музейного, но и из туристского оборота) церковные объекты Суздаля, то, собственно, Суздаль как сердце Золотого Кольца он перестает существовать как таковой. И это действительно большая проблема".
Игорь Конышев рассуждает с позиции менеджера. Он уверен: разночинного туриста церковные ритуалы и атрибутика спугнут. В силу разных причин не каждый посетитель захочет войти в действующий храм. Тем не менее, по словам владыки, Епархия уже получила некий документ, который позволит священникам уже с мая проводить регулярные богослужения в храмах Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Аналогичного шага ждут и в отношении собора в Гусе.
Владыка Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский: "Если также революционным путем зашли с этим стеклом, ну что ж… надо подумать им какой-то тоже собственный дворец отстроить до небес".
Формальных оснований для отказа у Росимущества нет. Возврату в лоно церкви подлежат любые здания независимо от их статуса. Фактически в законе прописаны только два случая, когда собственник может отказать в передаче: если запрос исходит не от религиозной организации, или, если объект интереса не является культовым сооружением.