Многоликий Евгений Князев в "Пиковой даме" Пушкина
Опубликовано: 23 сентября 2018 года
Во Владимире продолжается пятый всероссийский театральный форум - фестиваль фестивалей " У Золотых ворот". Его неотъемлемая часть - "красная дорожка" - парад лучших моноспектаклей мира. Подарком зрителю стала пушкинская "Пиковая дама". Моноспектакль народного артиста России Евгения Князева.
Многоликий Евгений Князев в "Пиковой даме" Пушкина. Моноспектакль, который зритель смотрит, затаив дыхание. Виртуозно меняя маски, народный артист России Евгений Князев превращается то в Германна, то в старуху-графиню, то в ее молодую воспитанницу Елизавету Ивановну. Акценты, расставленные филигранно, "рисуют" образы. Объёмные, живые. Будто на расстоянии вытянутой руки. Евгений Князев, блистательный актёр театра имени Вахтангова, рассказывает: постановка в формате"актёрского соло" начиналась когда-то просто с чтения пушкинского текста. Постепенно вбирая в себя новые интонации, смыслы, "наполняясь" реквизитом... Карманные часы, карта, колокольчик... Прочтение "Пиковой дамы" высоко оценил Римас Туминас, художественный руководитель Вахтанговского театра, и предложил новую площадку.
Евгений Князев, народный артист России, ректор Театрального института имени Щукина: "Когда у нас открылось в театре Арт-кафе, Римас говорит: " А что, надо играть! Возьми, играй". И они поставили мне манекены, и я играл, постепенно "обрастая" этими "предметиками"".
"Пиковая дама" впервые была опубликована в 1834-ом. В том же году вошла в сборник "Повести, изданные Александром Пушкиным". В основе - история, которую великий поэт узнал от князя Голицына, своего приятеля. Прототипом графини стала бабушка Голицына, княгиня Наталья Петровна, мать московского генерал-губернатора. Она действительно была знакома с аферистом Сен-Жерменом, от которого в Париже узнала секрет "трёх карт".
Магнетическая игра Князева запускает театральную "машину времени". Это путешествие в северную столицу первой трети 19 века.
Нина Мазур, театральный критик, драматург, член жюри всероссийского театрального форума "У Золотых ворот": "Каким-то чудом, волшебством, он перенёс себя, а вместе с собою и нас - в Петербург времени Пушкина. И он действительно был человеком того времени в тот момент".
Марина Шарапова, преподаватель кафедры журналистики, зритель: "Это абсолютный Пушкин! Каким я его себе представляла".
Парад лучших моноспектаклей мира в рамках юбилейного театрального форума, который дал старт 170-ому, юбилейному сезону владимирской драмы, проходит на сцене областного театра кукол. Камерная сцена, ещё большая сопричастность. Полтора часа моноспектакля. Нерв искрит, как оголенный провод.
Николай Горохов, народный артист России, актёр владимирской драмы: "Это исповедальный театр. Театр, который так нужен всем нам. Не шоу, а исповедь, от сердца к сердцу".
В интервью Евгений Князев говорит об истинах и смыслах, которые "открываются" при "глубоком погружении" в пушкинский текст. Народный артист России, лауреат Государственной премии уверен: в "Пиковой даме" превалирует не мистика. Это не просто история о фатуме. Это исследование человеческих характеров и настоящая правда жизни.
Евгений Князев, народный артист России, ректор Театрального института имени Щукина: "Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот умрёт в нищете.... Человек должен зарабатывать сам. Потому что всё, что тебе так легко даётся, ты это потратишь".
Сразу после спектакля Евгений Князев встретился с публикой. Искренне о профессии - ремесло или искусство? С любовью - о родном театре, публике, своих студентах. С 2003- года Евгений Владимирович - ректор Театрального института имени Щукина. Самые искренние поздравления владимирской драме - театру-юбиляру. Артист обещает обязательно вернуться во Владимир. И вновь и вновь читает стихи своего любимого поэта Михаила Светлова. Чья лирика тоже - сквозь годы и расстояния.
Мария Платанюк, Александр Парфёнов "Вести-Владимир".