Top.Mail.Ru
Культура

Новый концертный сезон в ЦКМ обещает много музыкальных сюрпризов

Опубликовано: 22 октября 2018 года
Симфонией Малера "Воскресение"  владимирский Центр классической музыки открыл свой новый сезон.  О шифрах и смыслах этого великого произведения - в репортаже Анастасии Сахаровой.

Симфония-надежда, симфония-Воскресение. Когда смерть – не конец, а  начало всего. В первой части австрийский композитор Густав Малер хоронит своего героя, а в конце дает ему вечную жизнь. И смерть, и возрождение у Малера – понятия философские, объясняет Артем Маркин, директор Центра классической музыки. 

Артем Маркин, директор Центра классической музыки, главный дирижер владимирского губернаторского симфонического оркестра: "Она может быть разная – физическая, психическая, когда только оболочка остается от человека. Моральная, нравственная, когда человек устает быть человеком. Духовная, политическая, как мы часто видим в наше время. И Воскрешение, надежда на воскрешение во всех этих смыслах всегда присутствует".

Дробь скорбной процессии сменяется светлым воспоминанием. Первые четыре части – подготовка к финалу, где Малер отвечает на вопрос – «Быть ли за жизнью, полной нужды и печали, другой – вечной жизни?».

Артем Маркин, директор Центра классической музыки, главный дирижер владимирского губернаторского симфонического оркестра: "И в последней части вступает хор со словами: «Ты воскреснешь, ты восстанешь из праха после сна недолгого». Это стихи немецкого романтика Фридриха Клопштока. И далее – glaube, mein hertz, glaube – верь, мое сердце, верь, стихи, которые написал уже сам Малер". 

Это своего рода молитва, говорит Татьяна Емельянова, арфистка, гостья из московской симфонической капеллы.  Несмотря на разность музыкальных частей, для Татьяны это музыкальное полотно – единое целое. 

Татьяна Емельянова, арфистка, г.Москва: "Это эгоистически, наверное, подход, но Малер мастерски использовал арфу в своей партитуре. Арфа – специфический инструмент, нередко бывает, что оркестр гремит, мы все пассажи играем никто этого не слышит, бывает обидно. А Малер более поздний композитор, он внимательно относился  и хорошо знал инструмент". 

«Для чего ты жил, для чего ты страдал, для чего всё это?». Такие же слова можно найти в романе Толстого «Воскресение».  Густав Малер  зачитывался и  русскими литераторами.  Слово для великого композитора – важная часть симфонической фабулы. 

Артем Маркин, директор Центра классической музыки, главный дирижер владимирского губернаторского симфонического оркестра: "Малер использовал музыку песни собственной «Проповедь Антонио Падуанского рыбам», когда Антонио Падуанского не слушали в храме, он вышел к берегу моря и проповедовал рыбам. Рыбы в воде слушали его. Достаточно зловеще это скерцо".

Музыканты признаются – начинать концертный сезон с такой масштабной симфонии – очень ответственно. Каждый слушатель в её интонациях найдёт свой смысл.

Сергей и Лилия Татариновы, музыканты Губернаторского симфонического оркестра: "Ошеломительно, это на самом деле такой восторг, когда мы уже заканчиваем концерт, над которым была проведена такая серьезная работа. И эти эмоции, которые испытывают зрители, нам передаются, и мы их тоже испытываем. Всегда с удовольствием подходим к своему делу, это для нас дело жизни". 

Гремят оркестр, взрослый хор, детская хоровая капелла, солисты. Новый концертный сезон обещает много музыкальных сюрпризов. Уже к следующему году оркестр приобретет арфу – первую во Владимире за всю историю.

Анастасия Сахарова, Александр Чунаев, "Вести-Владимир". 

Загрузить ещё
Выберите рассылку