Top.Mail.Ru
Общество

Знаменитый Музей хрусталя имени Мальцовых выселяют

Опубликовано: 14 августа 2012 года
Руководству Владимиро-Суздальского музея-заповедника пришло письмо из департамента по имуществу. В нем просят прокомментировать вопрос передачи здания Музея хрусталя в городе стеклоделов в собственность Епархии. Насколько это возможно сейчас,  и  чем это может обернуться для уникальной коллекции? Эти вопросы наш корреспондент Вера Куликова задала генеральному директору музея-заповедника Светлане Мельниковой.

Это самые первые  изделия гусевских стеклодувов. Знаменитый на всю Россию завод появился в Гусе в начале 19 века. Уникальную коллекцию стекла и хрусталя собирали  почти двести лет. И теперь ее  сохранность - под большим вопросом.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА:
"Коллекция, которая хранит Музей хрусталя Гусь-Хрустального в ее основе коллекция образцов производства, которое собирали три поколения Мальцовых. Сегодня мы имеем уникальное собрание русского хрусталя, которого просто больше нет".

Проблема в том, что  музей Хрусталя находится  в бывшем Георгиевском Соборе. Его, как и многие  культовые здания,  забрали у церкви  после Октябрьской революции. В разные годы в нем размещались и музыкальная школа, и  пошивочный цех и кинотеатр. За это время  ныне памятнику архитектуры был нанесен значительный урон. Была разрушена колокольня, помещение было  перестроено. И неизвестно чем бы это закончилось, если бы в 74-ом году здание не передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Реставрация  длилась 7 лет.

ВИКТОРИЯ УГРЮМОВА, ДИРЕКТОР ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО ФИЛИАЛА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА: "Храм был в плачевном состоянии. Вот сейчас мы видим уже большой отреставрированный зал Георгиевского собора, который задумывал в начале 20 века, то есть такой, каким его задумывал  Леонтий Николаевич Бенуа, автор проекта".

Известно, что полотна для храма  писал сам Виктор  Васнецов. Из пяти сохранилось только одно - "Страшный суд". Реставраторы несколько лет трудились над его восстановлением.  В случае переезда, из-за нарушения температурно-влажностного режима, картине может быть нанесен непоправимый урон.  Неясна и судьба другого творения академика Владимира Муратова.  Стеклянная композиция,  изготовленная специально для этого  музея, весит  шесть тонн и ее невозможно разобрать  без повреждений. Музей хрусталя для Гусь-Хрустального это больше, чем музей. Сюда приезжают со всей России.

Николай с семьей приехал  из Москвы.  Считает, что  такие музеи - достояние России.  И таких  интеллектуальных туристов в Гусь приезжают  более двух тысяч человек в год.  Этот музей - не просто место хранения коллекции, здесь сохранили индивидуальность Гусь-Хрустального. Лекции, экскурсии, здесь знакомят с традициями ремесла.  Потому и желание Епархии - вернуть  здание - расценивается неоднозначно.  

ВАЛЕРИЙ ВОРОНКОВ: "Я вот считал, лучше оставить для такого предназначения. В церковь ведь не все ходят, а в музей чаще будут ходить люди".

Зачем церкви понадобилось здание? Пока Епархия ответа не дала. У музейщиков же свое мнение.  

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Население Гусь-Хрустального не очень велико. Два действующих храма  существуют. Наверное,  не стоит очень больших усилий поднять вопрос, если это необходимо, о строительстве нового храма, где он необходим".

У этой проблемы есть еще одна спорная сторона - бытовая. Только коммуналка и охрана обходятся музею около двух миллионов в год.  Плюс - надо восстанавливать колокольню, это тоже немалые средства. Где Епархия их возьмет? По закону на передачу здания положено 6 лет. Кроме этого музею Епархия должна предоставить равноценное  помещение, а отнюдь не такое же количество метров.  Отвечающее требованиям безопасности. Музейщики сдаваться не собираются. И надеются на разумный компромисс.  

Вера Куликова, Денис Прусов
Загрузить ещё
Выберите рассылку