Знаменитый Музей хрусталя имени Мальцовых выселяют
Опубликовано: 14 августа 2012 года
Руководству Владимиро-Суздальского музея-заповедника пришло письмо из департамента по имуществу. В нем просят прокомментировать вопрос передачи здания Музея хрусталя в городе стеклоделов в собственность Епархии. Насколько это возможно сейчас, и чем это может обернуться для уникальной коллекции? Эти вопросы наш корреспондент Вера Куликова задала генеральному директору музея-заповедника Светлане Мельниковой.
Это самые первые изделия гусевских стеклодувов. Знаменитый на всю Россию завод появился в Гусе в начале 19 века. Уникальную коллекцию стекла и хрусталя собирали почти двести лет. И теперь ее сохранность - под большим вопросом.
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Коллекция, которая хранит Музей хрусталя Гусь-Хрустального в ее основе коллекция образцов производства, которое собирали три поколения Мальцовых. Сегодня мы имеем уникальное собрание русского хрусталя, которого просто больше нет".
Проблема в том, что музей Хрусталя находится в бывшем Георгиевском Соборе. Его, как и многие культовые здания, забрали у церкви после Октябрьской революции. В разные годы в нем размещались и музыкальная школа, и пошивочный цех и кинотеатр. За это время ныне памятнику архитектуры был нанесен значительный урон. Была разрушена колокольня, помещение было перестроено. И неизвестно чем бы это закончилось, если бы в 74-ом году здание не передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Реставрация длилась 7 лет.
ВИКТОРИЯ УГРЮМОВА, ДИРЕКТОР ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО ФИЛИАЛА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА: "Храм был в плачевном состоянии. Вот сейчас мы видим уже большой отреставрированный зал Георгиевского собора, который задумывал в начале 20 века, то есть такой, каким его задумывал Леонтий Николаевич Бенуа, автор проекта".
Известно, что полотна для храма писал сам Виктор Васнецов. Из пяти сохранилось только одно - "Страшный суд". Реставраторы несколько лет трудились над его восстановлением. В случае переезда, из-за нарушения температурно-влажностного режима, картине может быть нанесен непоправимый урон. Неясна и судьба другого творения академика Владимира Муратова. Стеклянная композиция, изготовленная специально для этого музея, весит шесть тонн и ее невозможно разобрать без повреждений. Музей хрусталя для Гусь-Хрустального это больше, чем музей. Сюда приезжают со всей России.
Николай с семьей приехал из Москвы. Считает, что такие музеи - достояние России. И таких интеллектуальных туристов в Гусь приезжают более двух тысяч человек в год. Этот музей - не просто место хранения коллекции, здесь сохранили индивидуальность Гусь-Хрустального. Лекции, экскурсии, здесь знакомят с традициями ремесла. Потому и желание Епархии - вернуть здание - расценивается неоднозначно.
ВАЛЕРИЙ ВОРОНКОВ: "Я вот считал, лучше оставить для такого предназначения. В церковь ведь не все ходят, а в музей чаще будут ходить люди".
Зачем церкви понадобилось здание? Пока Епархия ответа не дала. У музейщиков же свое мнение.
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Население Гусь-Хрустального не очень велико. Два действующих храма существуют. Наверное, не стоит очень больших усилий поднять вопрос, если это необходимо, о строительстве нового храма, где он необходим".
У этой проблемы есть еще одна спорная сторона - бытовая. Только коммуналка и охрана обходятся музею около двух миллионов в год. Плюс - надо восстанавливать колокольню, это тоже немалые средства. Где Епархия их возьмет? По закону на передачу здания положено 6 лет. Кроме этого музею Епархия должна предоставить равноценное помещение, а отнюдь не такое же количество метров. Отвечающее требованиям безопасности. Музейщики сдаваться не собираются. И надеются на разумный компромисс.