Top.Mail.Ru
Общество

Из руин в деревне Смольнево поднимают храм Преображения Господня

Опубликовано: 13 марта 2014 года
В селе Смольнево Киржачского района поднимается из руин храм Преображения Господня. Много лет назад самую тяжелую работу - приступить к делу восстановления - взяла на себя хрупкая женщина. Кто она? И как храм выглядит сегодня? - расскажет Дарья Давыдова.

Нина Дмитриевна едва ли не единственная, кто навещает храм в это время года. «Мой ребенок, мой друг» - так говорит о нем хозяйка. Они знакомы больше 15 лет. И Нина Наумова помнит его совсем другим: у подножия одинокой, полуразрушенной церкви она хоронила мужа. Именно в память о супруге она захотела помочь восстановить храм.

НИНА НАУМОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА С. КИПРЕВО КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА: "Мусору столько было в храме, что не было видно даже подоконников. Не было ни дверей, ни окон, крыша уже во многих местах стала проваливаться. Но вот народ все-таки отозвался на мои просьбы приехать, поработать здесь. Приезжали – кто на велосипеде, кто пешком добирался, работали все вместе, становились ручейком, подавали ведра с мусором и все это выносили с таким намерением, с божьей помощью храм восстановить".

Говорят, в этих местах охотился на сокола сам Иван Грозный. Якобы, это по его указанию, на холме была построена деревянная церковь, впоследствии ставшая частью скромной, но по-своему роскошной усадьбы. Следующие несколько веков имение переходило из рук в руки, пока хозяином поместья не стал граф Семен Андреевич Салтыков. При нем здесь появились и дом с мезонином, и липовая аллея, и парк с каскадом из семи прудов. Скромный домовой храм стали посещать прихожане.    

НИНА НАУМОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА С. КИПРЕВО КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА: "Река Киржач была в то время более полноводной, по ней плавали небольшие такие суденышки, ладьи, и на большие праздники, на двунадесятое приезжали со всей округи сюда купцы со своим товаром. Они располагались вдоль аллеи, и после службы шла бойкая торговля. И поэтому храм стал тесен уже".

Каменный храм Преображения Господня с башней заложили наследники графа. Уже потом церковь стала двухэтажной, выросла колокольня, на которую внук Салтыкова (в угоду жене-немке) водрузил немецкие часы диаметром около двух метров. У входа появились статуи святых, и православный храм обрел черты католического, что, впрочем, не испортило его облик. Все самое страшное случилось в советские годы - церковь была разорена, а усадьба уничтожена. Но, говорит Нина Дмитриевна, богоугодным это место быть не перестало.

- Вот если бы вы приехали и поработали со мной хотя бы день с утра и до ночи, то почувствовали бы тоже присутствие здесь господа. Просто другой раз диву даешься, каждая клеточка радуется, вот сама по себе радуется!

В праздники, когда идут службы, здесь очень многолюдно, рассказывает Нина Наумова.  В остальное время – кроме строителей ни души. Весной и дождливым летом, когда вода в реке поднимается на несколько метров, это место оказывается отрезанным от всего живого. В бытность, когда была цела усадьба, берега реки соединял деревянный мост. Сейчас на его месте строят каменный. Уже вбили сваи. Осталось укрепить их и сделать настил. Тогда и работы по восстановлению церкви, наверняка, пойдут быстрее. И люди сюда потянутся. Не зря же говорят, что ко всякому храму должна вести дорога.

Дарья Давыдова. Андрей Синягин
Загрузить ещё
Выберите рассылку