В советское время иностранные туристы тратили в Суздале всего пять долларов
Опубликовано: 8 августа 2014 года
Суздаль отмечает 990-летие. Как всегда, один из центров празднования - городской туристический центр. Суздальский ГТК - первый в СССР. Его построили еще в семидесятых, и это событие стало одним из знаковых того времени. Увидеть свое детище в Суздаль приехал его создатель, известный инженер Валерий Брунцев. С ним встретился Александр Леснов.
Фотопортреты Лихачева и Рериха собственной съемки, мандолина на софе, отнюдь не для красоты... Как полагается настоящему человеку эпохи возрождения, петербуржец Валерий Александрович Брунцев - на все руки мастер. С гордостью демонстрирует каталог музыкальных инструментов из собственной коллекции. Более 1600 экспонатов, на некоторых даже сам может сыграть.
- Что касается цитр, то я монополист в России. У меня в союзе крупнейшая коллекция цитр, и где-то пятая-шестая в мире.
Рядом, на столе - другая книга, также собственного авторства. Еще не дописана, но в ней уже около 500 имен друзей и коллег, будет около 80 фотографий. Такая благодарность от Валерия Брунцева людям, вместе с которыми он в середине прошлого века построил первый в СССР туристический центр.
ВАЛЕРИЙ БРУНЦЕВ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ДИРЕКЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СУЗДАЛЬСКОГО ГТК: "Увидели наши люди, которые выезжали за рубеж, что там многие страны жили за счет туризма, что это серьезную статью дохода составляло. Такие страны, как Греция, Венгрия, Чехословакия. Постепенно вызрел к концу 60-х годов вопрос с созданием у нас индустрии туризма".
В том, что суздалький турцентр нужен, партийных чиновников убедить удалось. Председатель совета министров СССР Алексей Косыгин обеспечил финансированием - 35 миллионов, громадные по тем временам деньги. Работы закипели. Турцентр должен был стать первым в Советском Союзе, поэтому опыта не было ни у кого.
ВАЛЕРИЙ БРУНЦЕВ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ДИРЕКЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СУЗДАЛЬСКОГО ГТК: "ГТК, который мы видим сегодня, такого в проекте не было. В первых эскизах были двухэтажные здания, где первый этаж каменный, а второй - деревянный, срубы. Это тогда казалось "под старину". Но потом все с ужасом поняли, что делать так нельзя, и перешли на кирпичное здание с облицовкой белым камнем".
Уже по ходу дела проект не раз перекраивался. Крыша, планировка, материалы... Автор большинства правок - именно Валерий Брунцев. Многие из предложений, которые вносил главный инженер, коллегам казались просто нереальными. Несколько тысяч дверей и окон из дуба? Как их раздобыть? Но Брунцев раз разом доказывал: было бы желание, и все проблемы можно решить. Иногда договаривался через начальство, но чаще лично ездил по заводам и решал вопросы лично с директорами (по 15 дней командировок в месяц). Работали по системе взаимозачетов. Кому-то помогут с топливом, кому-то построят котельную. Валерий Александрович рассказывает: через него проходила вся техническая часть. Что, как и когда построят или привезут? Часто, кроме Брунцева, ответов на эти вопросы не знал вообще никто. Нагрузка была сумасшедшая, но главный инженер не обижается, все-таки большое дело делали. Жалко только, говорит, что незадолго до завершения его перевели на другую союзную стройку, и ГТК так и не достроили! Он-то планировал возвести также спортивный комплекс (за его реализацию взялись только недавно, достроят в 2015-м) и... варьете.
ВАЛЕРИЙ БРУНЦЕВ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ДИРЕКЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СУЗДАЛЬСКОГО ГТК: "Иностранцы, приезжающие с полными кошельками долларов, говорили: "Мы готовы потратить 2-3 тысячи". А тратили 5 долларов. Их некуда тратить! Их покормили, они погуляли, и все, ложатся спать. Я договорился с Таллином, с Москвой, привезли бы труппы. ОбКом бы дал согласие".
Кстати, по первым проектам, находиться ГТК должен был совсем в другом месте - по другую сторону реки, там, где сейчас располагаются конюшни. Но оттуда не было видно город! И стройку перенесли. С нового места Суздаль был виден прекрасно, но сам турцентр, что еще более важно, прятался от взглядов - это было одним из требований проекта. Жаль, но современный Суздаль Валерию Брунцеву нравится куда меньше того, которым он был тогда.
ВАЛЕРИЙ БРУНЦЕВ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ДИРЕКЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СУЗДАЛЬСКОГО ГТК: "Появились новые здания частной застройки, коттеджи, двух или даже большей этажности, в центре города, в самых ценных, самых неприкасаемых местах. Где не должны были появляться. Или в очень скромном виде. И мы стали видеть, что Суздаль разрушается, как старинный город".
"Неразрешимых проблем нет", таков девиз Валерия Брунцева. Каждый новый вызов - повод не останавливаться и продолжать работать. И один из них - спасение Суздаля. Инженер обещает: если и его пригласят поучаствовать в этой работе, обязательно подключится. Александр Леснов, Александр Чернышев