Половина таксистов во Владимирской области - нелегалы. Таковы данные администрации региона. Несмотря на суровые требования к автомобилям и их водителям, призвать к порядку нарушителей пока не удается.
Никакой фирменной символики, только "шашечки" на крыше - уже повод задуматься. Это может быть индивидуальный предприниматель, профессионал, соблюдающий все нормы, а может - и нелегальный бомбила, в автомобиль которого пассажир садится на свой страх и риск.
АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ГИБДД ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Регулярно возбуждаются в отношении водителей, незаконно устанавливающих опознавательные знаки с их изъятием в среднем по области от 10 до 20 административных производств, а иногда и более".
По статистике, доля нелегалов на рынке услуг легковых автоперевозок составляет около 50 процентов. Это значит, что каждый второй таксист не проходит медкомиссию перед выходом на линию и регулярный техосмотр своего авто. Каков его опыт - не знает никто. В Госавтонадзоре вспоминают 90-е. Тогда легковой извоз строго лицензировался, и нелегалов в бизнесе почти не было. Однако уже в двухтысячных эта норма была отменена, и фактически надзора за таксистами не стало. Немного "закрутить гайки" законодатели решили в 2011 году, индивидуальных предпринимателей и компании обязали получать разрешения на работу. У нас в регионе их выдает департамент транспорта и дорожного хозяйства. Позже ужесточили и требования к автомобилям: обязательная обклейка, личные карточки водителей... Следят за исполнением всех норм ГИБДД и в транспортной инспекции. Все три ведомства пока еще только оттачивают взаимодействие, да и бороться существующими методами удается только с бомбилами-одиночками и компаниями-нарушителями, имеющими свой автопарк. Бизнесмены нашли лазейку.
АНТОН ЛОГИНОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЬНОГО НАДЗОРА: "У нас появляются на рынке такие организации, которые оказывают диспетчерские услуги. Организации просто собирают с людей заказы и передают из водителям".
В качестве водителей выступают обычные автолюбители, таксующие в свободное время. Для них - это подработка. Если поймают за нелегальным извозом, придется нести ответственность. А вот сами диспетчерские перед законом всегда оказываются чисты: их деятельность - вне компетенции полиции, департамента транспорта или транспортной инспекции.
СЕРГЕЙ СИТНИКОВ, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Необходимо на сегодняшний день внесение изменений в 65 федеральный закон, который бы увязывал диспетчерские службы, и обязывал их давать заказы только лицам, получившим разрешение на работу".
Специалисты уверены: если заставить такие компании нанимать только таксистов-профессионалов, они либо закроются, либо выйдут из тени и оформятся, как легальные автоперевозчики. Впрочем, подобные законодательные инициативы уже поступали в Госдуму из Кировской области и Краснодарского края, но поддержки у парламентариев отчего-то не нашли. А недавно за нелегальных таксистов взялась администрация Владимирского региона. По указу главы региона Светланы Орловой создана рабочая группа, ее возглавил первый вице-губернатор Алексей Конышев. В составе - сотрудники профильных служб, полицейские и общественники. Им предстоит наводить порядок в отрасли. И наконец заставить "бомбил" ударить по тормозам.