Лучший диспетчер-спасатель работает в центральном пункте связи первого отряда областной пожарной службы. Часть дислоцируется на улице Спасской во Владимире. Зинаида Кряжева выиграла областной конкурс профмастерства. Сутки через трое она не просто "сидит на телефоне", а координирует работу сразу нескольких спасательных подразделений области.
«Когда привезут пиццу?», «какое сегодня число?», «а год какой?». К тому, что служба «01» многим заменяет справочную, здесь привыкли. Отвечать на нелепые звонки и вопросы не по адресу - тоже работа диспетчера.
- Даже вот представляешься: «пожарно-спасательная служба города Владимира, диспетчер Кряжева!», а мне говорят – «а такси можно вызвать?».
Звонков за смену набегает до полутора тысяч. И, положив трубку, Зинаида Кряжева в следующую минуту должна быть готова снова ее поднять. Чтобы услышать того, кому в самом деле нужна помощь.
ЗИНАИДА КРЯЖЕВА, ДИСПЕТЧЕР ЦЕНТРАЛЬНОГО ПУНКТА ПОЖАРНОЙ СВЯЗИ ПЕРВОГО ОТРЯДА ФПС ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Вот в этот момент необходимо взять себя в руки, успокоить заявителя на той стороне и спросить у него как можно больше информации, что происходит".
В эти первые минуты диспетчер пункта пожарной связи решает, сколько спасательных расчетов нужно выслать в «горячую» точку. Выясняет, где находятся ближайшие к месту пожара источники воды. Обзванивает десятки «экстренных» номеров, которые помнит наизусть.
ЗИНАИДА КРЯЖЕВА, ДИСПЕТЧЕР ЦЕНТРАЛЬНОГО ПУНКТА ПОЖАРНОЙ СВЯЗИ ПЕРВОГО ОТРЯДА ФПС ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Ладно себя, ты части контролируешь, подразделения. У тебя выезжает подразделение на пожар, ты их контролируешь – «что у вас там происходит? что нужно вам?». Они могут приехать, у них повышенный номер, они могут и забыть, что им нужна газовая служба, что им нужно ГАИ, чтобы перекрыть движение, что им нужен водоканал, чтобы поднять давление. Ты уже сама додумываешь: «а вот это вам надо? А вот это?». И они уже по ходу моих вопросов начинают – «нам надо вот это, вот это и вот это». Всё, мы дальше работаем".
Сотрудники центрального пункта координируют работу всех пожарных частей Владимира и еще четырех гарнизонов в области. Круглые сутки. По инструкции диспетчер обязан внятно говорить по телефону, поэтому обедать, даже пить чай (обычно, уже остывший) за рабочим столом запрещено. Для этого есть комната отдыха, где строго по одному можно перекусить и немного размяться.
- Потому что работа сидячая, очень много приходится сидеть. Поэтому нам руководство купило, чтобы мы могли чуть-чуть ногами поработать.
Суточный график предполагает и короткий сон. Но вздремнуть в отведенные четыре часа получается редко.
- Ты уже ложишься и заранее знаешь, у нас вот есть телефон, т.е. он в любой момент может зазвонить. Это значит «всё, скорей, беги работать».
По итогам смены спасатели проводят разбор происшествий. Впрочем, хороший диспетчер, говорит Зинаида, постоянно анализирует свои шаги и ошибки.
- Я прихожу домой, дома начинаю рассказывать маме, мужу, сыну, а они не понимают. Они не понимают этого! Я сижу, смотрю новости – «ой, пожар был». Всё! Я уже сижу вот это кручу, кручу, «а вот если бы сейчас я сидела на месте диспетчера, что бы я делала?». У меня уже пошла цепочка. А они сидят и не понимают, «чего ты тут смотришь? Давай переключим!». Я говорю, «нет, я сейчас досмотрю новости, потом вы будете смотреть, что вы хотите».