Top.Mail.Ru
Общество

Перестраховаться или дать семье шанс?

Опубликовано: 26 января 2017 года
Помощь или вмешательство в чужую семью? Где граница  - приходится определять социальным службам и опеке. Тем временем, понять, насколько ситуация в семье опасна для детей, все сложнее. Регулирует действия служб - 77-ая статья Семейного кодекса. Но и она не совершенна, уверены региональные общественники. 

- Скажите, печка протоплена? В доме сейчас тепло?
 - Да, тепло. Свет есть, тепло у нас. Я каких-то требований не предъявляю.

Однако, до сих пор к Судогодским властям у семьи Нургалиевых требований было немало. За муниципальный счет, рассказывают в администрации, им отремонтировали печку, привезли машину дров, наладили проводку. В семье никто не работает, мужчина и женщина - выходцы из Узбекистана. Живут в небольшом доме в деревне Афонино 11 лет. Внимание соцслужб они привлекли перед новым годом. А во время недавних морозов обнаружилось - в доме, где находятся девочка и мальчик трех и четырех лет, ненамного теплее, чем за окном.  Детей срочно увезли в больницу.

Ирина Прохорова, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Судогодского района: "Врач сказал, что критической ситуации нет. Красные руки - ну, это вот как на улице побываем, у всех бывает краснеют и так далее. Последний раз мы там были вчера. Он топил печку, детишки у нас теперь все в теплой одежде. Мало ли, печка же еще не растоплена. Он сам теперь боится, он понимает, что вопрос о  лишении может встать в любой момент. Поэтому тоже переживает, детей они очень любят".

Но своеобразность этой любви отмечают многие. Нургалиевы живут на пенсию и пособия, хозяйством не занимаются, заняты получением гражданства. Больше ничем стараются себя не обременять. Даже колоть дрова для семьи пришлось волонтерам. Иную помощь (например, отправить детей на время холодов в реабилитационный центр) отец воспринимает агрессивно. Встретиться с ним не удалось и нам. На любые агрументы отвечает - у нас все нормально.

Глава семьи ради защиты своих детей готов на многое. Однажды даже схватился за лопату, не подпуская к своим воротам. К слову, по назначению инструмент за 11 лет не использовался ни разу. Огород за домом все время пустует.

Ирина Прохорова, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Судогодского района: "Мы совещались и рассматривали этот вопрос на комиссии. Не время ставить вопрос, например, о лишении. Ну, за что их лишать? За то, что у них трудное материальное положение?"

За что лишать  - вопрос действительно сложный. И уже давно он звучит на всероссийском уровне. Член региональной общественной палаты Татьяна Питиримова на прямой связи с  Москвой. Главная тема для обсуждения - статья 77 Семейного кодекса. "При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится." Однако, общественники считают иначе. Изъятие возможно лишь в крайнем случае. А перед "последней точкой" важно сделать еще несколько шагов. Каких? Законопроект с изменениями в статью 77 разрабатывается сейчас в Совете федерации.

Татьяна Питиримова руководитель рабочей группы "Социальная справедливость" Общественной палаты Владимирской палаты: "Не потому что очень плохие люди в опеке. Просто они поставлены в такие условия. Наша-то задача, чтобы максимально сохранить ребенка в семье. И только в самых крайних случаях его изъять из семьи. Это очень большая проблема".
Есть и другая проблема. На учете, конечно, подавляющее большинство неблагополучных семей - пьющие. Но трагедии нередки и у благопристойных родителей. На днях в Карабанове в запертой квартире, где случился пожар, обнаружено тело трехлетней девочки. Мать воспитывала двух детей одна, была вынуждена сутки через двое работать в Москве. С ребенком все это время была 12-летняя сестра. Она пошла в школу и оставила малышку одну. Свежа в памяти и история матери-одиночки из Ковардиц, чьих детей забрали через окно, пока она ездила в аптеку. Тогда тема получила большой резонанс. Перестраховаться или дать семье шанс? Что определяет благополучность? И где та самая граница от "помочь" до "вмешаться"? Пока закон категоричен.

Кристина Иванова, Александр Мяснов, Илья Хлудов, Дмитрий Лизунов, Вести "Владимир".

Загрузить ещё
Выберите рассылку