Власти Собинки объявили торги на проведение экспертизы, которая во многом определит дальнейшую судьбу "собинских казарм". Глава региона Светлана Орлова предложила снести семь из восьми зданий общежитий в центре города и построить на их месте современные жилые комплексы. Идею в Собинке поддержали не все. Что думают об этом жители "казарм"? И можно ли приспособить здания для современного использования? - выясняла Дарья Давыдова.
Еще один день в собинской «казарме» похож на тысячи других. Ночью кто-то опять сорвал кран в туалете – единственном на 50 комнат. С плиты на общей кухне исчезла последняя конфорка.
- Всё вытащили, не работает. Вот новую печку поставили, тоже всё украли. Мы замучились, тут одна «тюрьма» живет.
Казалось, отчаянию нет предела, но вот он – свет в конце «коридора». Заголовок на страницах федеральной газеты.
Ирина Буравенко, жительница «казармы»: "Надо обязательно сносить коридоры. Обязательно! Чтобы этого безобразия не было. Мы устали так «живши»".
Не в курсе происходящего только новый сосед. Там, за дверью – 13 квадратов, жена и двое детей, рассказывает Умид. Комнату в казарме он купил всего месяц назад. Уверенный, что дом еще постоит.
Умид Абдуразаков, житель «казармы»: "Я как каменщик по профессии, они кладку сделали просто идеально. Мощное здание. Стены толстые. Кирпич еще вот с тех времен, я так понимаю, получше по качеству. И на известковом растворе он сделан".
Вера Соколова, директор музея: "И творог выливали, и молоко, и яйца бросали туда, всё это закисало с известью, по двадцать лет она в ямах стояла, а потом только ее уже использовали как связующий материал. Поэтому сломать эти стены практически невозможно. Они действительно построены на века".
Директор собинского музея, Вера Борисовна сама полжизни прожила в «казарме», но сейчас она - совсем о другом времени. Конце позапрошлого века, когда в безлюдной пустоши выросла ткацкая фабрика, а потом – и восемь каменных общежитий. Когда в поселок потянулись рабочие семьи, и он стал городом. Когда в каждой казарме была своя футбольная команда, хор, театр. Что стало с фабрикой в начале девяностых, совсем другая история. Но главная беда города, «казармы» - это «детство Собинки», говорит Елена Карпова. Лучшее, что у него есть.
Елена Карпова, глава г. Собинки: "Даже вот по практике, как люди говорят, население, город Собинку они не представляют без этих коридоров и казарм, потому что более 60% родились и выросли в этих коридорах".
Сейчас там прописаны 250 семей. Если даже социальное жилье в Собинке будут строить только для них, расселение займет десятки лет. А потом, как снести памятник федерального значения? Власти заказали экспертизу одного из строений, но, сомневаясь, что Минкульт позволит снять «особый статус» с собинских коридоров, ищут компромисс. В качестве «подопытного» выбрали здание на Рабочем проспекте, 11. Оно уже законсервировано.
Под компромиссом в данном случае понимается разработка так называемого проекта реставрации и приспособления. Он позволит частично снять жесткие ограничения, которые действуют в отношении объектов культурного значения, сделать возможным перепланировку этого здания и приспособить его под современные нужды. Практика распространенная. Примеров много, как в нашем регионе, так и по всей стране. Самый яркий, наверное, это проект, благодаря которому корпуса столичного завода по розливу вин превратились в популярный центр современного искусства «Винзавод».
Конечно, свой "Винзавод" Собинке вряд ли нужен. Идея в том, чтобы объединить тесные комнаты в полноценные квартиры-студии. Разработкой проекта занимается эксперт Москомнаследия Татьяна Кудрявцева. Она категорически против сноса.
Татьяна Кудрявцева, архитектор, член Федерального научно-методического совета при Минкультуры России: "В случае собинских коридоров можно авторитетно заявить, что они стали предвестником конструктивизма и уникальны своими декоративными фасадами, элементами, которые не встретишь, к примеру, в промышленной архитектуре Запада. Фабричная архитектура, опережающая свое время. Хочу заметить, что ценность данного жилищного комплекса еще и в том, что построен он из экологически чистого материала (кстати, на рынке элитного жилья такая недвижимость стоит немалые деньги). В настоящее
время существуют утвержденные проекты по реконструкции зданий промышленной архитектуры - в жильё с отдельными входами".
В собинском музее часто вспоминают одного посетителя. Британца, который назвал Собинку местным «Манчестером». Такие фабрики и казармы в России строились по типовым европейским проектам. В исторической архитектуре города иностранец смог разглядеть пейзажи «мануфактурной» Англии, где бережно хранят индустриальное наследие.