Top.Mail.Ru
Общество

Зона комфорта вне благ цивилизации

Опубликовано: 14 июля 2017 года
В его доме не найдешь современных благ цивилизации. Они ему просто не нужны. Приучен к порядку, мастер на все руки, утрет нос любой домохозяйке. Внештатный работник Ковровских  музеев. Его изба - и сама - ценный экспонат. Что же это за человек? И чем он живет? У Николая Сорокина побывала Екатерина Антонова.

- Внизу ставилось корытце с водою, дети в семье следили за лучинками, чтобы уголек не упал куда-то на пол.

Светец, лучины, разнообразная утварь с вековой историей... Каждый сантиметр этой избы и энциклопедические знания ее хозяина дадут фору любой раскрученной экскурсии. Николай Сорокин  - внештатный сотрудник исторических музеев Коврова.  И  большую часть экспонатов передает именно туда.  Говорит - вещи собирает по округе. В своем доме хранит только то, чем пользуется сам. 

- Кувшин для воды с царским орлом, 19 века, ручная роспись, поливка сохранилась как новая.

Закончив педагогический институт, сам попросился в армию. Помогал строить БАМ. Дальше - работа на почте. Счастливые годы с любимой женщиной. Сейчас ее нет в живых. От одиночества и тоски спасает вера. Николай относит себя к старообрядцам. В его доме есть не только старинные книги, но и переплетный станок. Сам восстанавливает то, что так дорого было для предков. 

- Книга закрывается обязательно на замки, как и сундуки, двери. Чтобы благодать не уходила.
- Можете почитать?
- Нет. Это моление, читают только на молении. Книги от руки написаны.

Своими руками Николай мастерит и молельные четки. Кожаные атрибуты плетутся строго по канону. Фигуры на концах - отличают мужские от женских и детских. На вопрос - где всему этому обучился? Отвечает - исключительно у людей. Не из интернета, не по телевизору. У него этого всего нет. 

Николай Сорокин: "Мы деревенские, мы держим традиции, крестьяне общаются своим кругом знакомых, если надо - пойдут в гости, так интереснее, ждешь встречу, рад гостям".

Для гостей же может сшить и одежду, и головные уборы. Спокойно может создать образ  и для участников исторических реконструкций. На помощь приходит стариннная машинка "Зингер". Каждый экспонат избы, кстати время ее постройки не помнят даже местные старожилы, сопровождается захватывающим рассказом. Вот, к примеру, ковры. Сделаны так называемыми "краселями". Людьми, которые ходили по деревням и красили старые ненужные простыни красками. 

- Красота возвышала душу крестьянина, давала ему ощущение свободы и простора.

Но самый главный герой этого домашнего музея  - русская печь. Без нее - никуда. Она и греет, и кормит. Хлеб печет "крестьянин Никола", так называет себя мужчина, раз в неделю. 

Николай Сорокин: "В ночь ставлю закваску, как говорится, она бродит, утром подмешиваю, подбалтываю и ставлю в формы, и в печь. Ни молока, ни яиц нету. Соль, сахар, вода и все. Это уж от нужды крайней. А мука какая придется. Ржаная, солоду прикупил, солод кладу".

К чему стремится? В чем смысл жизни? В правде, в труде, в полезности обществу. В любви к ближнему. Во всем том, что так тихо и ненавязчиво приносит радость бытия. Среди почитаемых книг - и увесистый том с русскими пословицами. Любимая - "От добра добра не ищут". Провожая съемочную группу в путь, хозяин ведет нас огородом. Что будете делать с полянкой льна? 

- Чеснок буду покрывать на зиму, от мышей, от заморозков. 

Близка ли ему по духу жительница тайги - Агафья Лыкова? И хотел ли бы он лично познакомиться с этой женщиной? Можно было бы - есть о чем спросить, отвечает авдотьинский "отшельник". Ну это мечта. А пока - к реальности. Надо подумать - как правильно расположить старинные остатки деревянной барочной резьбы. Чтобы узоры на солнце по-разному играли.

Екатерина Антонова. Александр Чернышев. "Вести-Владимир"

Загрузить ещё
Выберите рассылку