Top.Mail.Ru
Культура

В Суздале отреставрируют уникальный кафтан XVIII века

Опубликовано: 4 июня 2020 года
Музейщики приступили к реставрации уникального экспоната -  кафтана 18 века - времен Екатерины Второй. С какими трудностями сталкивается  суздальский  художник-реставратор Елена Андреева  во время его восстановления, расскажет  Вера Куликова. 

Русский мужской кафтан конца 18 века - один из уникальных экспонатов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. По словам художника-реставратора первой категории Елены Андреевой, счет их в России идет на единицы. Именно ей доверили восстановить  столь ценный  экспонат. Каждая пуговичка, каждая деталь сделана вручную. Мода на этот предмет мужской одежды пришла из Франции, и сначала их заказывали там. Впоследствии фабрики по изготовлению кафтанов появились и в России. 

Елена Андреева, художник-реставратор 1 категории Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «В России аналогичных кафтанов всего 2 предмета. Один из них хранится в музее Архангельска, второй хранится в ГИМе. Это  типичный кафтан правления Екатерины Второй  французского образца.  Он приталенный, рукава скошены назад. Аналоги, которые я изучала, которые есть у нас в России, они тоже полностью все из шелковой ткани».

С полной уверенностью можно сказать, что  этот кафтан принадлежал русскому дворянину. Именно при Екатерине II, в 70 - 90-ых годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности. Одного из вельмож XVIII столетия, князя Куракина - русского посла во Франции - даже называли «бриллиантовым князем». За обилие драгоценностей, украшавших его костюм. Кафтан из коллекции Владимиро-Суздальского музея ничем не уступает в роскоши. Сюда  он поступил  в 1932 году из Государственного исторического музея.  Елене Андреевой удалось установить, что кафтан неоднократно переделывали. 

Елена Андреева, художник-реставратор 1 категории Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Я демонтировала несколько деталей, то есть, это подкладочная ткань, чтобы изучить, что имеется внутри. И выяснилось  то, что был найден огромный кусок, достаточно большой  кусок шелковой ткани без вышивки, что нам дает возможность предполагать, что раньше,  до поступления в музей, он был полностью шелковый, из шелковой ткани. Сейчас же он - с  бархатом  темно-синего цвета».

Последняя  реставрация  была в  1978 году.   Кафтан восстанавливала  владимирский реставратор Бекетова. Но наука не стоит на месте, и сейчас Елене предстоит полностью восстановить утраченную красоту. Процесс довольно сложный. Елене  предстоит выработать  собственную методику.  

Елена Андреева, художник-реставратор 1 категории Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Сложность заключается  в том, что … из-за того что был применен мучной клей, шелковая ткань сильно разрушена.  Пересушивается,  и сейчас, на данный момент, она имеет такое состояние, что она рассыпается  прямо на глазах. Моя задача  сейчас, сложность, состоит, чтобы убрать  все эти поздние работы и убрать этот мучной клей».

Только после этого  можно будет приступить непосредственно к дублированию, укреплению и очистке ткани.  На это,  по словам Елены,  уйдет год.  Работа ювелирная. Восстанавливать придется и  ткань,  и вышивку. Кафтан был расшит  вручную шелковыми нитями. Но одна из лучших выпускниц Суздальского реставрационного училища уверена, что с ней справится. Секретами мастерства  когда-то с ней поделилась ее педагог Людмила Громыко. За двадцать лет службы в музее к Елене Андреевой  пришел опыт.  А этот проект станет для нее  еще и ступенькой в  профессии  реставратора. Если она справится со всеми трудностями, это даст ей возможность получить высшую категорию.

Вера Куликова, Александр Парфенов
«Вести-Владимир»

Загрузить ещё
Выберите рассылку