Культура

Владимирский историк Михаил Бирюков выпустил книгу об уникальных исторических фактах Мстерских мастерских

Опубликовано: 18 июня 2022 года

"Мстерский ковчег". У владимирского историка Михаила Бирюкова вышла новая книга. Исследователю удалось обнаружить ранее неизвестные факты из истории Мстерских художественных мастерских. Вера Куликова узнала о них одной из первых.

Историк Михаил Бирюков задумывал написать биографию амазонки русского авангарда Ольги Розановой. Художница была причастна к созданию мстерских мастерских. Но в ходе творческих поисков родилась книга - о самой художественной школе. Иллюстрации, репродукции, снимки впервые увидят свет. Книга расскажет о художниках, преподавателях, учениках мастерских. Создал "сельскую академию" выходец из Мстеры, художник Федор Модоров. Художественная коммуна разместилась в Доме с колоннами, в здании бывших иконописных мастерских.  

Михаил Бирюков, автор книги, историк:

-Дело быстро расширялось и количество воспитанников тоже росло, преподавательский состав. Значит надо было искать новые какие-то помещения они нашлись на окраине Мстеры в селе Барское-Татарово поместье Протасьевых,а с ними еще соседствовало еще угодье фабриканта Стротара. Свою книгу Михаил Бирюков назвал "Мстерский ковчег". В затерянной глубинке художники-реалисты, преподаватели, люди, которые попали воронку времени, спасались от Гражданской войны. Учебное заведение просуществовало десять лет. Изначально у директора мастерских была идея создать школу подготовки реставраторов. Но у чиновников от просвещения были свои планы и задачи.

Михаил Бирюков, автор книги, историк:

-Вот в конце 22 года там произошли драматические события. Наркомпрос стал присылать во Мстеру беспризорников из специального накопителя, который был в центре Москвы. Это были настоящие малолетние преступники от 14 до 20 лет. Кто там был грабителем, вором, были и убийцы даже!!!

Спустя несколько месяцев все, что Модоров создавал пять лет, погибло в огне. Его самого обвинили в поджоге мастерских и упекли в централ. Педагогический состав училища сменился быстро. Пришли художники другой эстетической ориентации. Авангардисты. Возглавил художественную часть мастерских Виктор Пальмов.

Михаил Бирюков, автор книги, историк:

-Пальмов - что это за художник?! Это друг Маяковского, Бурлюка. С Бурлюком в 20-22 году он переместил Русскую школу футуризм. Виктор а в Японию. До сих пор в Японии Бурлюк считается отцом не только русского и японского футуризма. Они вот там вдвоем там совершали вояж удивительный!

В это же время в мастерских работал еще один   интересный художник Сергей Светлов. На рубеже 20-ых годов образовалось объединение молодых художников, которое называлось ОБМОХу. Светлов был его секретарем. Это объединение было соперником Окон Роста Маяковского.

Михаил Бирюков, автор книги, историк:

-Плакаты, наглядная агитация, монументалистика какая-то, и они работали напрямую с Надеждой Константиновной Крупской. Бегали с Кузнецкого моста через Красную площадь к ней в Кремль. Она согласовывает им там какие-то там этюды, эскизы. Вот на выставках, вернисажах этого ОБМОХу присутствовал Луначарский и Каменев, Троцкая.

В "Русском музее" всего две работы этого художника. Настоящим открытием для автора (а вскоре и для читателей книги) стал альбом фотографий и репродукций Светлова, купленный на западном аукционе. Труд в полтысячи страниц - документальное доказательство того, что начало художественному образованию в области положила именно мстерская коммуна - в 1918 году, а не владимирский худграф, открывшийся почти полвека спустя. Вера Куликова, Семен Карпов. Вести -Владимир.


Загрузить ещё