Археологи РАН восстановили структуру поселения XII века из окрестностей Мурома. Селище, получившее название по ближайшему населенному пункту Чаадаево-5, имело сложную планировку. Планируется, что к моменту окончания раскопок будет вскрыта вся площадь памятника, которая оценивается примерно в 3,5 га. После окончания работ ранее никому не известное селище Чаадаево-5 станет одним из наиболее полно исследованных раскопками сельских поселений домонгольского времени в Волго-Окском междуречье.
Через все поселение проходила центральная улица шириной от 6,7 до 8,6 метров. Она шла от ворот поселения с северо-запада на юго-восток и делила всю территорию на две почти равные части. В центре поселения улица переходила в «площадь» размером 780 кв. метров, свободную от каких-либо строений – возможно, этот участок предназначался для общественных собраний, схода жителей.
К северо-востоку, слева от центральной улицы, располагались две крупные усадьбы. Их общая площадь, по предварительным оценкам, составляет около 9,5 тысяч кв. метров. Это очень крупные дворовладения, сопоставимые по размерам с усадебными комплексами столичных городов древнерусских княжеств, таких, как Владимир, Суздаль, Рязань. В центральной части усадеб были обнаружены глубокие прямоугольные подполья со следами деревянных конструкций: скорее всего, это следы погребов, которые находились непосредственно под жилищами. На территории одной из усадеб были найдены детали хороса (светильника в православном храме) – это позволяет предположить, что где-то на территории усадьбы проводились богослужения.
На противоположной, юго-западной части поселения находились усадьбы поменьше и поскромнее. Археологи исследовали следы пяти усадеб, площади которых варьировалась от 910 до 1900 кв. метров. Эти усадьбы отличаются не только меньшими размерами: на их территории не было больших подполий от наземных построек, которые зафиксированы только в северо-западной части поселения.
Поселение окружала ограда, за пределами которой находилось кладбище. Центральная улица, проходя через поселение, выходила в юго-восточной части памятника к ручью, возле которого был найден некрополь. От жилой зоны его отделял ров, длина которого достигала 47,5 метров, а ширина постепенно увеличивалась к ручью от полуметра до почти десяти метров. На кладбище в два ряда были обнаружены грунтовые могилы, в которых по православному обычаю были погребены 47 жителей поселения.
Находки 2022 года дополнили коллекцию артефактов, полученных во время предыдущих исследований. Все они свидетельствуют о том, что среди обитателей поселений, находившегося в семи километрах от Мурома, были представители социальной элиты.
Так, на одной из крупных усадеб археологи нашли предметы, указывающие, что здесь жил профессиональный воин: кольчужные кольца, наконечники стрел, ременные накладки, подвеску-топорик.
На поселении собрано множество предметов, говорящих о грамотности населения: это стилосы для письма, детали книжных переплетов. Здесь найдено более десяти пломб «дрогичинского» типа. Это редкая на сельских поселениях находка: такие пломбы могли использовать как торговые ярлыки.
На Чаадаево-5 археологи собрали разнообразную коллекцию христианской мелкой пластики: это нательные крестики, крестовидные подвески, фрагменты энколпиона и двухсторонние подвески-иконки. Редкая находка – равносторонний крест с расширяющимися лопастями и рельефным изображением распятия. Такие кресты, получившие название «крест с грубым изображением Распятия», датируются концом X – XI веком и относятся к раннему этапу христианизации Руси. Находка на селище Чаадаево 5 – одно из свидетельств распространения христианства в Поочье и включение Муромских земель в общие культурные процессы, происходящие на территории домонгольской Руси.
Фото: ВК, Институт археологии РАН