Мы как-то уже привыкли к тому, что популярные художники — это обязательно западные Ван-гоги, эксцентричные герои в кино и страдающие личности по жизни. Ну вот такое сложилось впечатление после просмотра огромного количества американских фильмов по данной теме.
А тут… Евгений Вагин. Обычный русский преподаватель. Да еще и из небольшого Гусь-Хрустального. Добрый и улыбчивый. Из-под кисти которого каждый день рождается по три этюда - владимирских улочек, старинных домов и всеми забытых уголков нашего региона.
Популярность Евгения Вагина в социальных сетях растет с каждым днем. И многие подписчики не стесняются оставлять самые разные комментарии: ассоциировать работы художника со своим детством, школьными годами или каникулами, проведенными у любимой бабушки во Владимирской области.
На заметку!
Евгений Вагин - член Союза художников России, преподаватель школы искусств имени Милия Алексеевича Балакирева (город Гусь-Хрустальный).
Автор: Евгений Вагин, "После дождя". Май. 2022 г.
Кто-то из поклонников выставляет картины художника на своей «стене» в социальных сетях, кто-то выкладывает понравившуюся подборку в блогах, а кто-то просто пишет Евгению: «Спасибо за ваше искусство». Кстати, среди таких сегодня очень много эмигрантов. Об этом рассказывает сам художник. Но все по порядку.
О самом современном искусстве на планете
Недавней весной работы Евгения Вагина были представлены в выставочном зале визит-центра Архитектурно-паркового комплекса усадьбы Владимира Храповицкого, а чуть ранее демонстрировались в Александровском художественном-краеведческом музее…
- Евгений, ваши работы активно демонстрируются общественности. А о какой своей выставке вспоминаете с особой теплотой?
- Ту, что проходила в старинной усадьбе Храповицкого. Аура там была особенная. Я активно общался с детьми, которые пришли на открытие. Бывает, что ребята скучают на выставках, а тут ощущался их искренний интерес, они задавали вопросы про искусство: выгодно или нет заниматься рисованием (смеется). А если серьезно – обо всем спрашивали, было приятно. Конечно, в современном мире многое поменялось. Сместились и акценты искусства. Раньше выставочные залы были единственным местом, где художники могли представить свои картины, а сейчас это в прошлом, потому что свободная демонстрация работ ушла в социальные сети. Это тоже своего рода искусство, между прочим. Раньше в зале представляешь свои картины и задумываешься: сколько людей их посмотрят? А сейчас в социальных сетях все прозрачно. Охваты бывают очень большие, да и прямые отзывы приходят моментально. Сразу понимаешь - какие темы людям нравятся. Когда совпадает твое видение и взгляд других - это прекрасно! Самое современное искусство на планете – оно в социальных сетях.
Автор: Евгений Вагин. "Рассвет в полях Суздаля". 2021 г.
- Ваше искусство — это знакомые улочки и старинные дома, у вас получается отмечать удивительные моменты: особенный свет на дороге, потрясающие краски неба или яркая сирень у покосившегося забора...
- Я стараюсь быть не только художником, который изображает реализм, но и стараюсь внести в свои изображения элементы импрессионизма. Иногда проходишь по улочке, замечаешь: луч солнца лег необычно. Нужно это тут же запомнить, изобразить в дальнейшем. Ты как будто поглядываешь за миром природы. На самом деле я не ставлю во главу всего (как у фотографов) — ракурс. Я хочу найти во вроде бы заурядном пейзаже что-то необычное. Первое — это должно быть узнаваемо и близко, а второе — то, что захватывает, вызывает сильную эмоцию. Мне очень часто пишут в комментариях: «Сто раз здесь проходил, но не обращал на это внимание!» Бывает, что я выхожу на разведку, высматриваю интересные места в городе заранее. Замечаешь любопытный уголок и думаешь: в какое время суток он будет оригинальнее смотреться? Когда здесь солнце будет светить по-особенному тепло или ярко?
Автор: Евгений Вагин. "Солнце сквозь листья". 2022 г. - Как вы добились такой четкости и реалистичности? Это талант, который вам дан? Или все же это кропотливый труд?
- Это труд. У меня были мешки этюдов. В институте тоже писал очень много. На плэнерах, например, нужно было 20 работ показать, а у меня их насчитывалось более 100! Я еще их делил между друзьями (смеется). Кто-то не нарисовал, например, не успел, приходилось помогать. Опыт нарабатывается постепенно. Бывает, что картину пишешь ради одного яркого пятна на асфальте. Неповторимого. Хочется творить между реализмом и импрессионизмом, не уходить в «сухость», а держать эмоции. Когда идешь по улице, замечаешь что-то интересное, задумываешься: «Ну, да, было бы хорошо это нарисовать...» Если не определился - значит не то. А вот когда увидел, тут же захотел это изобразить, достал краски, открыл этюдник, руки трясутся от желания написать. Вот тогда точно - то!
- У вас в разных социальных сетях много поклонников. Сталкивались ли с оригинальными отзывами, которые особенно запомнились?
- Часто приходят отзывы из-за границ, от эмигрантов. Например, что мои картины помогают им в жизни, поднимают настроение, возвращают в прошлое или в детство. Многие просто благодарят за творчество, говорят, что оно вытягивает их из рутины. Каждый, смотря на конкретную картину, вспоминает что-то глубинное: поездку к бабушке, дождик осенний, дорогу в школу. Каждый ищет для себя определенный этюд, видит что-то своё.
Автор: Евгений Вагин. "Теплый вечер в центре Владимира"
О планах на будущее и русской идентичности
- Какие у вас планы и цели на будущее? Выставка во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике — это уже определенный уровень, а далее?
- Хочется поехать на Север — на Соловки. Из-за эпидемии ковида, к сожалению, не удалось. А вот сейчас надеюсь, что все реализуется. Мне выделяли даже специальную стипендию, но из-за пандемии я ездил лишь по Владимирской области. Мне интересны труднодоступные места, чтобы оставить их в своих картинах и продемонстрировать людям нашей огромной страны.
Автор: Евгений Вагин
- Такие же улочки и исторические строения, как в городах Владимирского региона?
- Да, именно. Я пишу старинные уголочки, потому что их остается все меньше. Скоро совсем исчезнут. Мы часто смотрим на Запад, мол — вот там жизнь, там все прекрасно. Строим жилища из новомодного пластика и металла. А наше, мол, старье и «совок». Наоборот — дерево, старинные наличники, домики с историей. Это наша идентичность, ее нужно сохранять! Нашу архитектуру следует ценить, любить и реставрировать. Стоит старинный дом, например, а его выкупают, сносят и строят безликий европо-американский коттедж. Думают, что сейчас возведут этот «шедевр» и будет красота. Зачем, спрашивается? Лучше отреставрируйте старинный дом с оригинальной крышей и мезонимом, превратите его в усадьбу. Сохраните историю предков. Многие специально ездят во Владимир за стариной. Туристический поток в Суздаль не прекращается. Хочется русскую идентичность зафиксировать, показать ее в выгодном свете. Не «вот какая развалюха...», а «смотрите, он уникален!» В старинных домах люди жили, там рождались дети, там вырастали многие поколения. Стены все помнят. Эти дома сами... как живые.
Автор: Евгений Вагин. "Яблони цветут". Владимир, 2022 г. - Мы знаем, что вы работаете с детьми уже много лет, верно?
- Преподаю в детской школе искусств в Гусь-Хрустальном. Мне, наверное, везет, встречаются ученики, которым действительно учеба важна. У нас сейчас любят говорить, что молодое поколение в компьютерах сидит, ничего им не нужно. Нет, это неправда, дети просто другие. Не такие, как мы были раньше. Доступность информации, компьютеры – это конечно влияет. Современные дети не понимают — как так было, что музыку «доставали». Помните, нужно было искать альбомы, выменивать их, переписывать? Бежишь радостный, что «Наутилус» или «ДДТ» нашел, что альбом Цоя заслушал «до дыр». С современными детьми приятно общаться, они открыты для всего нового, заботы пока от них в стороне. Преподаватели с ними сами становятся такими же молодыми и озорными, мемы с котами друг-другу присылают (смеется). И пусть так будет как можно дольше.
- Чувствуете свою популярность?
- Приятно. Ощущаю. Даже, например, в Гусь-Хрустальном на пробежке люди останавливают: «О, я ваше творчество видел!» Руку пожимают. Многие признаются, что следят в социальных сетях. Приятный момент. Смотрят мои работы даже те, кто не живет искусством, а просто оценивает: «нравится» или «не нравится».
Автор: Евгений Вагин. "Вечер, после дождя". Владимир, 2021 г.
- А как часто вы пишите свои картины? В социальных сетях вы регулярно выкладываете новые работы.
- Каждый день. В мастерской делаю крупные работы, а если этюды - три... точно. Утро, день, вечер. Зимой день короче, поэтому могу меньше выдать (улыбается). Что вдохновляет – то и рисую!
- Как вы считаете, санкции и то, что сегодня происходит в мире — негативно сказалось на искусстве?
- Ни в коем случае. Я даже больше скажу, когда началась специальная операция, думал, будет что-то вроде: «Когда пушки грохочут - тогда музы молчат», но нет. Наоборот, интерес к своему российскому искусству усилился. Никогда такого не было. С начала зимы стали активно писать мне, добавляться в социальных сетях, комментировать картины. Искусство объединяет россиян. И это не может не радовать.
Автор: Светлана Куганова, ГТРК «Владимир»
Фото из личного архива Евгения Вагина