Масштабные археологические раскопки пройдут этой весной на территории Успенского кафедрального собора во Владимире. Главный белокаменный храм региона готовят к реставрации. Сейчас специалисты обследуют памятник внутри и снаружи. Уже сделано предварительное заключение о его состоянии. О прошлом и будущем Успенского собора — сегодня в нашей рубрике «Музейные истории».
Николай Лившиц:
- Добрый день! Нет смысла представлять Успенский собор – один из древнейших храмов страны, символ Владимира, шедевр белокаменного зодчества XII века. Но, как любое здание, собор проходит испытание временем и его нужно реставрировать. Сейчас как раз начинается этот важнейший процесс, который организовал Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Комплексные научные работы в Успенском соборе начались в августе прошлого года. Учёные исследовали строительные материалы, из которых сделан храм, покраску и растворы, которые там применялись в разное время, изучили температурно-влажностный режим. Сейчас обследуют стены и частично полы. Работы ведут тщательно, выявляя малейшие детали.
Дмитрий Яковлев, главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских:
- Часть трещин, которые существуют, они не видны на поверхности. Это может быть трещина волосяная, которая проходит по штукатурке, совсем такая тоненькая, а под штукатуркой могут быть серьёзные проблемы. Всё-таки здание исследуют довольно давно уже, по истории реставрации мы знаем основные проблемы – где эти трещины были, где реставрировать надо, где они частично сделаны, а где совсем не затронуты.
Несмотря на то, что храм реставрируют не первый раз и сохранилась обширная литература по предыдущим работам, каждый раз собор ставит перед учёными новые вопросы и новые загадки. Например, в этот раз они появились по поводу древних погребений владимирских епископов. Впервые, судя по историческим источникам, их раскрыли в середине XIX века. А сейчас – явление второе, необычное.
Дмитрий Яковлев, главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских:
- Интрига получается. Была ли консоль изначально – вот эта ниша древняя? А если была – почему у неё утрачена арка из белого камня? Мы с вами видим кирпичную кладку. Оказывается, получается история ещё сложнее, чем мы её знаем. Это очень интересно, потому что это влияет на наши решения архитектурные. Да и просто интересно.
Дальше будут археологические раскопки снаружи и внутри храма. Все работы по научному исследованию храма должны завершить в первой половине 2023 года. Предварительный вывод о состоянии Успенского собора на сегодняшний момент (а это финальная стадия исследований) – утешительный.
Дмитрий Яковлев, главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских:
- Состояние стабильное, но есть участки с трещинами, они были старые, известные. По ним большей частью проводились работы ещё Столетовым в 50-60-е годы двадцатого века. Но время прошло, и серьёзных инженерных работ после этого не проводилось. И под алтарной частью, в основном, есть отдельные трещины, которые нужно тировать. Но ничего катастрофического нет, всё более-менее держится нормально.
Дальше на основе всех данных, собранных специалистами, создадут научно-проектную документацию. И по ней уже будут реставрировать на практике. Если, конечно, найдётся финансирование. Его, прежде всего, должно обеспечить государство. Но к благородному делу подключился ещё один пользователь храма – Русская православная церковь.
Тихон, митрополит Владимирский и Суздальский:
- Сегодня, сейчас вот даже, пока мы с вами беседуем, приехали специалисты, проводят обследования по подсветке. Так что надеемся, что скоро не только рождественская ёлка, но и сам собор засияет. Действительно собор древний, за ним требуется уход, и теперь мы будем это делать вместе. И будем делать для единого комплекса – Успенский собор города Владимира.
Николай Лившиц:
- Сколько времени займёт новая реставрация Успенского собора, сказать трудно. В XX веке это происходило несколько раз. Самая крупная и продолжительная реставрация была в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Но с тех пор прошло почти полвека. Так что время не ждёт. Даже если речь идёт о памятнике, видевшем древнюю домонгольскую Русь.