Top.Mail.Ru
Культура

Железная дорога, фабрика и колодец с чистейшей водой: как развивалась старинная деревня Берково?

Опубликовано: 12 августа 2024 года

Железная дорога, фабрика и колодец с чистейшей водой: как развивалась старинная деревня Берково?

Об истории старинной деревни Берково Камешковского района. Она известна еще с 14 века. Кто сохраняет и приумножает ее богатство сегодня? Расскажет Ангелина Свищ.

"На задворках Камешково приютилась небольшая деревушка Берково, созданная в прошлом из крепостных крестьян, высланных на пустыри за непокорность барину из села Горки и деревни Мишнево, принадлежавших знаменитому помещику Горковской вотчины генералу Левашову. В прошлом эта деревушка, как обездоленная сиротка, с завистью смотрела и тянулась к культурному центру вотчины, каким являлось село Горки", - именно так описывал свое родное село Филипп Дмитриевич Филимонов в своих рукописях в 50-60-х годах 20 века. Потомки Филиппа Дмитриевича сохранили записи своего предка.

Светлана Кудряшова - краевед:

- Бабушка была не ленивая, а у мальчика была хорошая память. Он все это запомнил, с какими-то, я не знаю, может быть, изменениями, но, тем не менее, он все это записал. Записывал он, конечно, уже это все позже, но вот эти вот легенды - они жили в семье.

Летописи Филиппа Филимонова рассказали краеведам многое об этой земле. Все очерки "Истории моей деревни" были собраны в книгу "Река времени деревни Берково" под редакцией Светланы Кудряшовой. 

Светлана Борисовна рассказывает: очерк автор не успел закончить. Начинается он с описания Горьковской вотчины Ковровского уезда. В 19 веке земли с центром в селе Горки принадлежали помещикам Левашовым. На тот момент деревня Берково находилась на окраине и была не особа интересна именитому роду. 

Все изменилось после постройки железной дороги, которая соединила Москву и Владимир, а затем Владимир и Нижний Новгород. К строительству железной магистрали приступили в 1867 году.

Светлана Кудряшова - краевед:

- Инженеры осмотрели эту местность, они поняли, что нужно все это засыпать, и вот тогда было даже принято решение, чтобы помещики не препятствовали крестьянам для проведения этих работ. Поэтому все окрестные крестьяне со своими лошадьми принимали участие в том, чтобы вот эту провалиху засыпать.

Железная дорога стала кормилицей близлежащих деревень. Подвернувшаяся работа по устройству полотна Нижегородской железной дороги на некоторое время улучшила материальное положение и самой деревни Берково.

Светлана Кудряшова - краевед:

- Эта работа привела к благосостоянию крестьян, то есть - им платили за это. Даже он описывает такой случай: женщин не брали, но женщины все равно работали, они просто записывались под мужскими именами и работали - вот как мужчины. Но за это платили. Все поправили свои домики, все купили лучший скот, обзавелись коровенками, лошадьми, инвентарем.

К строительству железных путей, соединяющих крупные города, привлекали не только русских инженеров, но и французских специалистов.

Ангелина Свищ, корреспондент:

- Через два года после окончания строительства железной дороги под всеобщие крики "Ура" местных жителей был запущен первый паровоз. А с 1 января 1962 года паровоз заменили на электровоз.

Железная дорога не только "поддержала рублем" местных жителей, но и привлекла торговцев-купцов. Земля возле Берково стала лакомым кусочком. Так, купец Дербенев задумал построить фабрику в районе оврага между просторами Томзинской земли и глухой Камешковской пустошью. Но не удалось - помешали берковские мужики.

Светлана Кудряшова - краевед:

- Дербенев просит продать или обменять, причем, назначает хорошую цену и обещает в два раза больше земли для них подобрать, чем вот стоит этот кусок земли. Он назывался "Ворониным", воронина земля. Но они категорически отказываются это сделать, потому что их страшит вольный фабричный люд, они боятся воровства.

Договориться с крестьянами не удалось. И фабрику строят на другой стороне железной дороги, на небольшом участке Камешковской пустоши. Весной 1892 года началось возведение первой - в два этажа фабрики.

Светлана Кудряшова - краевед:

- Выгода от фабрики, как выяснилось, была очень большая. Все стали ходить, все отказались от отхожего помысла, и все стали ходить работать на фабрику и получать дополнительные деньги на этой фабрике, но это будет уже потом. В тот момент никто не хотел уступать.

Землю у крестьян все таки забрали, но это случилось, когда пришла уже советская власть. 

В своих трудах Филипп Филимонов описывает и интересные факты о других местных объектах. Так, среди частных домов спрятан колодец с длинной историей и самой чистой водой. Расположился он на улице Пролетарской (народное название этого района - Париж). Ещё задолго до образования города здесь был источник, и при строительстве железной дороги им заинтересовался французский инженер.

Светлана Кудряшова - краевед:

- Везде был лес. И раньше люди знали, что здесь очень хорошая вода, и поэтому они использовали еще и не только как для утоления жажды эту воду, но и для лечения. Но в благодарность обязательно нужно было снять свой нательный крест и повесить его на сосну, которая стояла здесь.

С той поры прошло уже 170 лет, а источник по-прежнему обеспечивает водой, но уже только желающих утолить жажду. А вот сосна, росшая рядом, увешанная крестиками, не сохранилась.

Светлана Кудряшова - краевед:

- Здесь самая лучшая вода в городе, поэту никогда этот колодец не иссякает, за ним ухаживают. Даже висело объявление: "Товарищи, парижане! Просим быть аккуратными".

Деревня Берково продолжает развиваться. В настоящее время – это 117 домов, 240 жителей. В прошлом обездоленная сиротка, сегодня "барыня в достатке", - говорят ее жители.

Ангелина Свищ, Алексей Ковалев. "Вести-Владимир".

Загрузить ещё
Выберите рассылку