Top.Mail.Ru
Культура

"От ямщицкой слободы к театральной площади": как менялся центр Владимира?

Опубликовано: 7 апреля 2025 года

"От ямщицкой слободы к театральной площади": как менялся центр Владимира?

Какой могла стать Театральная площадь Владимира в советские времена, и какие перемены могут ожидать ее в ближайшее время? Расскажет Татьяна Воронцова.

— Сейчас уже трудно себе представить, что площадь эту создавали на месте жилого района.

Театральная площадь — сегодня центральная во Владимире. Но и в прошлые времена считалась главнее Соборной. Ее история началась в XVI веке, рассказывает Татьяна Лысова.

Татьяна Лысова — экскурсовод:

— Жизнь здесь в предместьях Владимира началась с 1588 года, когда по повелению московского царя Федора Ивановича решено было близ Владимира создать ямщицкий двор. И несколько семей из Суздаля были переведены во Владимир. И к XVIII веку Ямская слобода представляла уже несколько улиц с двумя деревянными церквями.

В 2018 году специалисты Центра археологии при ВлГУ во время раскопок обнаружили здесь следы ямских построек — среди печной керамики нашлись тогда муравлёные изразцы XVII века. Искали здесь археологи и следы сгоревших деревянных церквей.

Большой пожар 1778 года заставил ямщиков искать новое место для жизни. Новую Слободу они создали уже в районе современной площади Победы. А эта территория по градостроительному плану 1781 года была присоединена к Владимиру как пригородная улица — Дворянская. Застроят ее усадьбами и доходными купеческими домами — с садами, огородами и конюшнями. Всё это добро жилого района и унаследовал уже "советский Владимир".

Татьяна Лысова — экскурсовод:

— По послевоенному генплану его и решено было превратить в площадь. Тогда Советскую. И поставить здесь Дворец Советов, где должны были располагаться все партийно-хозяйственные органы Владимирской области. Проект сделал московский архитектор Гольц.

Георгий Гольц, кстати, был прекрасным театральным художником — такое совпадение. А в архитектуре считался специалистом, талантливо вписывающим современные здания в древние города. Его проект Дворца Советов во Владимире получился интересным: что-то среднее между Кремлем и монастырем. Это эпохальное сооружение могло до неузнаваемости изменить историческую площадь.

Татьяна Лысова — экскурсовод:

— Собирались не только жилой район снести. Но и католический храм, и старообрядческую церковь, и даже школу подвинуть... Еще и площадь хотели сделать. И площадью она должна была стать именно Советской. И соединять проспект Сталина с историческим центром и тракторостроительным заводом.

На подготовительные работы уже были выделены 300 тысяч рублей. И возведение площади начали со сноса ветхих построек. Но на этом реализация дорогостоящего проекта и остановилась. Денег не хватило. Основные партийные здания было решено разместить на Октябрьском проспекте. А на уже возведенной под Дворец Советов части фундамента построить театр и создать уже площадь Театральную. Благодаря вмешательству известных лиц — директора ВСМЗ Алисы Ивановны Аксёновой и писателя Владимира Солоухина, удалось отстоять и Старообрядческую церковь. Величественный храм, построенный ущемленными в своих правах староверами, стал настоящим памятником свободы вероисповедания, замечает Татьяна.

Татьяна Лысова — экскурсовод:

— В 1905 году выходит указ Николая II о начале веротерпимости, когда наконец-то они уравнены в своих правах со всеми... Мало того, указом даже было разрешено переходить в ту религию, которая близка, и старообрядцы получили разрешение создавать молельные дома и строить храмы... В советские годы как только не использовался... и как склад, и как даже общежитие... По воспоминаниям, в зале стояли многоярусные нары.

Церковь спасли благодаря тому, что она попала под крыло Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1966 году пространство на месте снесенных домов заняло строительство драмтеатра. Проект был типовым — подобный театр был в те годы открыт, например, в Липецке. А вот отделка была предусмотрена оригинальная — в духе владимирских белокаменных шедевров.

Татьяна Лысова — экскурсовод:

— Здание было отделано белым известняком, а фриз — крыша — медной черепицей. Белый известняк — из него сделаны наши Золотые ворота, а медной черепицей отделывались купола. Материалы были взяты местные. Белый камень — из Ковровского района, Добрятинского управления. А медная — из Кольчугинского завода цветных металлов.

Сдать объект торопились к 100-летию Владимира Ильича Ленина, но удалось это сделать только к ноябрю 1971 года. На первый пробный спектакль пригласили всех проектировщиков и строителей.

— 19 ноября новый сезон в новом здании. Знаковый спектакль "Андрей Боголюбский" по пьесе владимирского автора Андрея Чеботарёва — визитная карточка города.

В комплекс Театральной площади входит и это старинное здание. Сегодня — Областной Дом работников искусств, а в начале XX века — дом владимирского издателя Исайи Коиля.

— Он был родом из польских евреев... служил в 12-м Великолукском пехотном полку в годы русско-турецкой войны. И вместе с ним возвратился во Владимир. Потому что этот полк стоял именно здесь — во Владимире.

Исайя Самойлович привозит из Польши свою семью. И со временем возводит этот прекрасный дом в стиле необарокко.

— Кроме этого, дом с секретиком — смотрится как двухэтажный, но на самом деле у него громадные подвалы... На верхнем — проживает семья, первом этаже магазин-контора, а в подвале — переплетная мастерская.

Коилы занимались изготовлением самой разной печатной продукции — от небольших этикеток до красочных афиш и книг. С 1906 года здесь на самом лучшем оборудовании в стране печатали и "Владимирские ведомости". Вот только после Октябрьской революции у семьи Коилей дом отнимают. Куда пропало дорогостоящее печатное оборудование — неизвестно.

— А в доме были размещены коммунальные квартиры вплоть до 70-х. К началу 90-х здание выглядело как руины, и его хотели снести. Но приняли решение здание восстановить и превратить его в Дом актера.

Здание вошло в состав драмтеатра. На втором этаже разместили камерный зал, а на первом — продуктовый и театральный магазины и кафе. Самостоятельным учреждением культуры — Областным домом работников искусств — здание стало в 1995 году. Директором назначили Юрия Тумаркина.

— Закончил в 1978 году Щукинское училище по специальности режиссер массовых мероприятий, известен как режиссер Дня города. И именно он определил формат здания — как прибежище малых муз.

Сегодня о режиссере напоминает мемориальная доска работы скульптора Ильи Шанина. Сам ОДРИ преобразился, но сохранил свой мультиформат и главную культурную миссию — объединять людей, неравнодушных к прекрасному. Среди разных творческих объединений здесь продолжает развиваться и свой театр.

— Театр "Фавор" вырос из Вечернего театра Леонида Соловьёва. В 2001 году такой формат предложил нашему зрителю любимый актер Владимирского театра. Но именно Соловьёв предложил такой формат — современная пьеса в малых декорациях.

Благоустройством Театральной площади в 80-е годы занимался и известный владимирский архитектор Борис Шиганов. Он предложил задействовать всю территорию, прилегающую к зданию драмы.

Татьяна Лысова — экскурсовод:

— Использовать ее как место для прогулки, отдыха, проведения спектаклей под открытым небом. А еще предложил на месте лестницы поставить памятник А. Невскому... на коне, с простертыми вперед руками, а у подножия — народ, дружина, ополчение.

Шиганов предлагал и задействовать здание ЦУМа, в частности разместить на его крыше кафе. Но ничего из предложенного не реализовали. А в 1996 году здесь же решался вопрос об установке очередного памятника — основателю города Владимира. Даже появился закладной камень.

— Но мы потом долго стали спорить, кто же все-таки основатель города Владимира, и под шумок этот камень убрали.

Сегодня разговор о реконструкции территории у драмтеатра продолжается. На всероссийском конкурсе концепций развития Театральной площади Владимира победа за нижегородскими архитекторами. И возможно, 2025 год станет новой главой в ее истории.

Татьяна Воронцова, Илья Хлудов. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку