Top.Mail.Ru
Культура

Во Владимирском Доме народного творчества открылась выставка «Амазонки авангарда-5»

Опубликовано: 2 июня 2025 года

Во Владимирском Доме народного творчества открылась выставка «Амазонки авангарда-5»

«Амазонки авангарда-5». Интересная выставка студенческих работ открылась во Владимирском Доме народного творчества. Её авторы — будущие дизайнеры. О том, как творчество нашей землячки, Ольги Розановой — одной из ярких представительниц русского авангарда, — влияет на творчество молодых современников, в репортаже Веры Куликовой.

Преподаватель, член Союза дизайнеров России Надежда Рассказова говорит, что влюбилась в Ольгу Розанову и её творчество сразу. Основоположница русского авангарда близка ей по духу.

Надежда Рассказова, преподаватель Высшей инженерно-технической школы (колледжа) имени Советкина (Владимир), член Союза дизайнеров России:

— Я в 2006 или 2004 году нарисовала большой оранжевый квадрат и назвала его «Время». И вдруг я нахожу в репродукциях нечто похожее — вот это оранжевое пятно. Думаю: «Боже мой, я же не видела его!» А вот такая согласованность эмоциональная мне очень близка.

Надежда Евгеньевна взяла цветопись за основу своей авторской методики. По ней она обучает будущих дизайнеров. Говорит, когда на первом курсе пришла к студентам и поставила им академический натюрморт, те не смогли ничего нарисовать. Тогда она решила искать ключ — и им оказалось творчество Пикассо, его цикл «Аналитический натюрморт».

Надежда Рассказова, преподаватель Высшей инженерно-технической школы (колледжа) имени Советкина (Владимир), член Союза дизайнеров России:

— Я делаю цветные ксерокопии, приношу детям. Начинаем работать вот так — это и есть «Маска мастера». Мы не делаем копии — это примитивно. Это не копии. Мы делаем Маску мастера. Имеет смысл в перчатку Пикассо положить свою руку, чтобы понять, что он делал, чтобы это не была пустая, наполненная воздухом рука, чтобы инструмент был — через который ты способен проанализировать его работы.

Егор Кепин сейчас учится на 3-м курсе, говорит, никогда таких работ не рисовал.

Егор Кепин, студент Высшей инженерно-технической школы (колледжа) имени Советкина (Владимир):

— Это было в новинку. Это моя первая работа в авангарде. Мы повторяли Пабло Пикассо — «Рука мастера», «Маска мастера». И в принципе мне сильно понравилось... Здесь не реализм. Здесь преобладают формы, и они иногда кажутся больше, наоборот, могут быть меньше — то есть это было очень интересно.

Пространственное мышление — как раз то, что нужно дизайнеру. В своей работе им предстоит взаимодействовать с формой и цветом.

София Афанасьева, студентка Высшей инженерно-технической школы (колледжа) имени Советкина (Владимир):

— Авангард — это в целом революция и в живописи, и в искусстве, и в мировоззрении. То есть художники авангарда отошли от реализма и начали по-другому смотреть на пространство, пытаясь отразить это в своих работах. У них другой взгляд на мир вокруг.

Проектно-созидательное мышление — особенность дизайнеров. Новизна и неординарность обязательно должны присутствовать в проектах. И тут на помощь пришло творчество Розановой. Вдохновившись супрематизмом Малевича, она развила свой собственный многоцветный и декоративный стиль в авангарде. Использование простейших геометрических форм сочетается с динамичной композицией и яркой насыщенной палитрой.

Надежда Рассказова, преподаватель Высшей инженерно-технической школы (колледжа) имени Советкина (Владимир), член Союза дизайнеров России:

— Мы работаем на композиции, а не на живописи. Я смотрю её нефигуративные композиции, беспредметные, и понимаю, что это то, что нам нужно, через что мы должны пройти как через определённый практический опыт.

Кстати, на выставке начинающих владимирских дизайнеров появляется и Казимир Малевич — автор знаменитого «Чёрного квадрата», основоположник супрематизма.

Аэлита Термишева, студентка Высшей инженерно-технической школы (колледжа) имени Советкина (Владимир):

— Оно необычное. Абстрактное. Работать в подобном направлении было очень интересно — очень любопытный эксперимент.

Выставка — повод приобщиться к искусству, вспомнить основоположников авангарда и, конечно, «амазонку русского авангарда» Ольгу Розанову. Она, помимо творчества, занималась организацией в советской России первых профессиональных художественных училищ — в том числе во Владимире и Мстёре.

Надежда Рассказова, преподаватель Высшей инженерно-технической школы (колледжа) имени Советкина (Владимир), член Союза дизайнеров России:

— О ней говорили, что она, как мышка, всё время шуршала: писала какие-то манифесты, лозунги. У неё голова всегда была полна идей. Кроме того, говорят, все наши профтехучилища — Абрамцевское, Загорское, 1905 года — всё это сделано, когда она работала у Луначарского в Наркомпросе. То есть это её инициатива. Она прекрасно понимала, что людей надо обучать.

3 июля исполнится 139 лет со дня рождения Ольги Розановой. Во Владимире сохранился дом, где она жила, и гимназия, в которой училась. Розанова — авангардистка, человек, опередивший время. Художницы не стало в тридцать два, но она успела многое сделать. Картину Розановой «Зелёная полоса» называют шедевром абстракционизма. Розанова на несколько десятилетий предвосхитила это направление в американском абстрактном искусстве.

Вера Куликова, Александр Чунаев. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку