Top.Mail.Ru
Культура

"Архитектура в нотах": во Владимире создают мелодию из звуков белого камня

Опубликовано: 23 июня 2025 года

"Архитектура в нотах": во Владимире создают мелодию из звуков белого камня

Услышать мелодию белокаменных храмов Владимира. Владимирские композиторы Сергей Черемисинов и Илья Чертков создают музыкальное произведение на основе звучания семи памятников архитектуры областной столицы. Слово — Вере Куликовой.

Они решили доказать на деле, что архитектура — это музыка, застывшая в камне. Владимирские композиторы Сергей Черемисинов и Илья Чертков написали композицию из звуков древних белокаменных храмов Владимира. По словам Ильи, здесь много замечательных людей и огромная история.

Илья Чертков, участник проекта "Звуки камня":

— Каким-то образом хочется с этим городом взаимодействовать. Мы здесь живем, мы здесь работаем. Можно, конечно, периодически писать какие-то альбомы на свой интерес, но очень хочется сделать так, чтобы то, что мы делаем, было именно для города и для нас, чтобы нам было интересно с ним взаимодействовать и интересно работать. Я вот хожу каждый день и вижу этот храм. Что это за храм? Пока я специально не поработаю или не заинтересуюсь, я не буду об этом знать.

История Спасского храма интересна. В 1164 году Андрей Боголюбский основал здесь княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. По форме первоначально храм был похож на церковь Покрова на Нерли. Кстати, ее возвели в 1165 году, на год позже Спасского храма. Древнее здание сгорело. На его фундаменте и из белого камня, оставшегося от сгоревшего собора, в 1778 году построили новый.

В проект "Звуки камня" вошли семь белокаменных памятников Владимира. У каждого — свой голос, рассказывает автор композиции Сергей Черемисинов.

Сергей Черемисинов, композитор проекта "Звуки камня":

— Мы взяли карту города Владимира, использовали положение белокаменных соборов, интерпретировали их в ноты. Получилась довольно складная мелодия, которая лично у меня действительно ассоциируется с городом Владимиром. Мы записали эти ноты в храмах и будем собирать произведение, которое будет символизировать голос города.

Музыканты говорят, город сам диктует мелодию. Задача композиторов — услышать эту музыку. Успенский и Дмитриевский соборы, храм Покрова на Нерли, Спасский, Георгиевская церковь, Ризоположенский храм в Золотых воротах, Княгининский монастырь — словно семь нот. Спасский — "до". Исполнить единственную ноту, соответствующую именно тому храму, который вошел в проект, доверили певице и музыканту Лизе Людверг.

Лиза Людверг, музыкант, участница проекта "Звуки камня":

— Я испытываю невероятный трепет, когда пою. Это же даже не мелодия. Каждый раз — одна нота. Это очень сложно. Ее нужно держать идеально долго, чисто, ничего не добавляя, никаких своих тембров. Просто чистая нота. Оказывается, это непросто.

Помимо мелодии белого камня, музыканты решили записать звучание реверберации белокаменных соборов в полнейшей тишине.

Илья Чертков, участник проекта "Звуки камня":

— Мы берем воздушный шарик, лопаем его в полной тишине, и вот звук звенящей реверберации мы полностью записываем. Ну, конечно, эти ребята, издающие сзади классные звуки, тоже попадут, я думаю. Потом мы все файлы сохраним, у нас будет специальный сайт, где можно будет скачать их и использовать в своей музыке. Грубо говоря, если кто-то захочет сыграть на пианино в Успенском соборе, он сможет взять этот файл.

Один из авторов озвучки белокаменных памятников Владимира — Артём Черней. История создания каждого из этих зданий невероятно интересна.

  • Свято-Георгиевский храм в 1127 году заложил Юрий Долгорукий. Строительство спустя тридцать лет завершил благоверный князь Андрей Боголюбский. Потом здесь был монастырь.

  • Успенский собор до возвышения Москвы был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Здесь венчались на княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, он стал образцом для Успенского собора в Москве.

  • Золотые ворота построены Андреем Боголюбским.

  • Покрова на Нерли возвели в память о его сыне Изяславе, погибшем в битве с волжскими булгарами. По преданию, камень для храма привезли из побежденной Булгарии — так что это еще и символ победы русского оружия.

  • Дмитриевский собор — придворный храм, построенный Всеволодом Большое Гнездо в честь Дмитрия Солунского. Знаменит белокаменной резьбой.

  • Княгинин монастырь основан на рубеже XII–XIII веков Всеволодом по просьбе его жены, княгини Марии Шварновны.

Артём Черней, соорганизатор фестиваля "Владимир — белокаменная столица", соавтор проекта "Звуки камня":

— Владимиру не нужно ничего придумывать. Владимир — богатый город, богатый историей, и белый камень — это фундамент, основа, на которой можно создать и запоминающееся туристическое событие, и праздник, а в будущем — полноценный бренд города.

Проект "Звуки камня" проводится в рамках международного фестиваля "Владимир — Белокаменная столица". Его организаторы уверены: мало кто из нас, проходя мимо привычных шедевров, дотрагивался до белого камня и представлял, как много веков назад здесь кипела жизнь, как древние зодчие строили эту красоту для потомков.

Юлия Жирякова, начальник управления по связям с общественностью и СМИ администрации г. Владимира:

— Проект "Звуки камня", который записывается прямо сейчас за нашими спинами, позволит не только ощутить тепло камня, но и почувствовать, как он дышит, какие звуки передает нам и как рассказывает свою историю.

Семь храмов — словно нотный стан. У каждого своя партия — не только в музыке, но и в истории. Подобные проекты очень интересны, уверен автор музыки к фильму "Вызов" Клима Шипенко о космосе. Сергей Черемисинов — единственный из владимирских композиторов, дебютировавший на Каннском фестивале. Это произошло в прошлом году: он написал музыку к мультфильму "Сорняки".

Сергей Черемисинов, композитор проекта "Звуки камня":

— Мы с Ильей работали вместе несколько раз. Каждый раз — это абсолютно новый интересный опыт, который обогащает меня как музыканта, как творческого человека и позволяет сделать какое-то яркое высказывание. Мы делали проекты в Суздале дважды, в Туле — и я рад, что наконец-то получилось сделать проект во Владимире.

Работа над композицией продолжается. А послушать "Звуки камня" белокаменных соборов можно будет уже в конце лета.

Вера Куликова, Евгений Калинин. «Вести-Владимир».


Загрузить ещё
Выберите рассылку