Художник Вадим Сташкевич в своем новом проекте представил авторские наряды и арт-объекты
От росписи Северной Двины до манерно-жанровых бытовых имитаций XIX века. Вот уже четверть века сохранением и актуализацией уникальных русских декоративных традиций занимается художник Вадим Сташкевич. В своём новом мультижанровом проекте мастер представил авторские наряды и арт-объекты. Смотрим с Натальей Ковалёвой.
В интерьерах Патриаршего сада — настоящее театральное действо. Три девицы из российских губерний — Нижегородской, Рязанской и Архангельской — собрались во Владимире. Рязанская красавица принесла живую воду, нижегородская угощает молодильными яблоками, архангельская привезла пироги. Хвалятся да приговаривают.
Наряды красавиц — подлинный винтаж. На подиуме под открытым небом — реконструкции одежды XII–XIX веков. Сарафаны, шали и набивные платки вбирают в себя отголоски предков.
Вадим Сташкевич, художник-керамист:
— На Ясени реконструкция XX века полностью с подлинников. Украшения на груди — манисты, называются размётки. Рязань вся очень красная, красный — красивый, и кумачового очень много.
С помощью мультижанровой постановки — через искусство, моду и фитодизайн — художник Вадим Сташкевич актуализирует русские декоративно-прикладные и художественные традиции.
Вадим Сташкевич, художник-керамист:
— Плюс у меня всегда опора на артефакты. На выставке присутствуют подлинные предметы XIX века — шали, набивные платки, деревянные филёнки, всё, что связано с цветами: цветы на одежде, цветы в сознании, цветы в душе и цветы вокруг!
Кульминацией показа стала презентация костюма Скифянка. Он также украшен цветами.
В конце XIX века цветами украшали платки и одежду для благополучия и процветания. В православной культуре цветы означали рай.
— А вот на дверных филёнках Русского Севера они означали радость, потому что там всегда очень холодно, и цветы радовали глаз. Совершенно разный смысл — в каждой подаче цветов разное осмысление.
Коллекцию головных уборов художник создавал 10 лет.
— Кокошник я сделал авторский, с цветами, который не привязан к архаическим моментам, потому что каждый русский головной убор — это архаика, там определённые символы. А я сделал цветочный, как будто из аранжировки: когда цветы вынули, какие-то будут на юбке у модели, а какие-то — на головном уборе.
В основе коллекции — древние сюжеты и арт-объекты. На головном уборе в виде вязаного подшлемника с изображением ящеров — сюжеты Золотых ворот Суздальского Богородице-Рождественского монастыря 1222 года. Боковые изразцы из керамики — имитация древнерусских украшений колты. Именно их носили на висках великие княгини.
Шлемовидный головной убор сделан из вязаной шерсти. Он украшен серебряными пластинами в манере дирхем. Монетами в разных губерниях России украшали волосы, головные уборы и одежду. Мода украшать одежду монетами пошла со времён Андрея Боголюбского.
Кумачовый головной убор в виде Кремля свалян из шерсти, он напоминает барановские ситцы. Так художник хотел показать связь времён.
Скифский головной убор украшен набивками в виде Мирового Древа. Он олицетворяет представление людей XII века о трёх мирах — верхнем, среднем и нижнем.
Идея сделать проект «Сад цветов» пришла сама собой. Цветы Вадим Сташкевич рисует много лет.
— Я расписывал цветами XVI века Никольский собор в селе Ославское под Боголюбово, а русскую набойку мы делаем с дочерью — она из XIX века. Я понимаю, что эти цветы из одной эпохи, а эти — из другой, и сейчас есть шанс проследить, чем цветы являлись в разные века.
Проект призван показать гармонию цветочной эстетики с учётом исторических аспектов, современного дизайна, моды и оранжерей. Цветы Патриаршего сада стали частью дизайна проекта.
Оксана Шишина, заместитель директора по воспитательной работе Патриарших садов:
— Любые цветы прекрасны, и у каждого цветка своё значение. Для меня цветы — это праздник и вдохновение.
Головные уборы служили символом или оберегом: чёрный символизирует Мировую Гору, красный — в виде купола Кремля на Красной площади с изразцами Древа Жизни, сваляный скифский украшен набивками.
Ясна Сташкевич, дочь художника Вадима Сташкевича:
— Главное, что всё это объединяет цветочная тема — растительная, животный мир. Их можно задействовать даже на одежде.
Коллекция создавалась на протяжении 10 лет.
Ясна Сташкевич, дочь художника Вадима Сташкевича:
— Девушки ценили даже маленький кусочек и старались его как-то использовать. Благодаря таким придумкам создавалась мода, новые идеи, и всё это обыгрывалось.
Авторский головной убор похож на подшлемник и отделан керамикой. Изразцы 8×8 сантиметров — точная копия украшений великих княгинь XIX века. Символика повторяет подлинные рисунки времён Андрея Боголюбского.
Павловопосадские платки художник украсил персидскими узорами.
Дочь художника, Ясна, увлекается набойкой, проводит мастер-классы, учит наносить быстрыми движениями рисунок на трафарет. В селе Ославское помогала отцу расписывать цветами храм.
Ясна Сташкевич, дочь художника Вадима Сташкевича:
— Думаю, мы можем многому научиться у цветов: так же цвести спустя годы, столетия и понимать свою ценность.
На Руси цветы имели особое значение. Наши предки украшали ими дом, предметы быта, волосы и одежду.
Оксана Шишина, заместитель директора по воспитательной работе Патриарших садов:
— Любые цветы прекрасны, и у каждого цветка своё значение. Для меня цветы — это праздник и вдохновение.
Костюмы разных губерний: Нижегородской, Архангельской… Подлинник Нижегородской губернии — сарафан XIX века, он имеет вставку барановского платка.