"За страницами рассказа": архивные документы раскрывают историю прототипов "Матрёниного двора"
Литературный июль. 66 лет назад Александр Солженицын начал работу над рассказом «Матрёнин двор». И мы хотим пригласить вас в путешествие по следам знаменитого произведения. Подробнее — Татьяна Воронцова.
— Мы понимали, когда писали письмо… Надо же как-то обосновать, и обосновали тем, что здесь ваш выдающийся рассказ «Матрёнин двор». На самом деле этот рассказ ему был дорог, это было видно, когда он приехал в Мезиновку.
Андрей Николаевич вспоминает события 1994 года. Солженицын только что вернулся в Россию из 20-летней эмиграции. Пригласить писателя посетить памятные для него владимирские места решил тогда губернатор области Юрий Васильевич Власов. Андрей Филинов был его пресс-секретарём. Солженицын приглашение принял и ответил на него по факсу.
Андрей Филинов — директор филиала ВГТРК «ГТРК «Владимир»:
— Пишет: «Уважаемый Юрий…» (простите, не знаю вашего отчества). «Большое спасибо за ваше письмо и приглашение посетить Владимирскую область, в частности место, где я жил у Матрёны Васильевны, её могилу. Сможете ли вы устроить нам поездку в Гусь-Хрустальный район?..» Любопытная деталь с точки зрения русского языка — у нас есть город Гусь-Хрустальный, а район должен называться по имени его районного центра…
Сегодня интересно просматривать эти письма Солженицына тридцатилетней давности. Автограф в чисто солженицынском стиле — ФИО в дательном падеже на книге за его авторством.
Такие же получили все владимирцы, пришедшие 31 августа 94-го на встречу с писателем в ОДКИ. Но всё же самой важной частью визита Солженицына была поездка в тот самый «Гусь-Хрустальный» район, где он учительствовал в 50-е и квартировался у Матрёны Захаровой — будущей героини его знаменитого рассказа «Матрёнин двор».
Андрей Филинов — директор филиала ВГТРК «ГТРК «Владимир»:
— Дома уже не было Матрёны, к тому времени был поставлен такой новодел, но ему важно было посетить эти места… конечно, с большим количеством сопровождающих лиц.
В архивах ГТРК «Владимир» сохранились уникальные кадры тех лет. Есть и воспоминания о Матрёне Захаровой от первой жены Солженицына — Натальи Алексеевны Решетовской. Она приезжала к Солженицыну, возвратившемуся из ссылки, в мещёрскую глубинку. 20 октября 1956 года писатель встречал её на станции Торфопродукт. Между бывшими супругами после 8 лет разлуки вновь вспыхнули чувства. Повторный брак они зарегистрируют через 3 месяца в Курловском райцентре.
— Вероятно, вам известно, как заканчивается «Матрёнин двор»: «Не стоит село без праведника. Ни город. Ни вся земля наша». Такие люди в какой-то степени спасают традиции русского народа. И вот Матрёна Васильевна настолько располагала к себе, что ни я, ни А.И. не боялись ей довериться. Буквально в первый разговор я сказала, кто я, что не дождалась А.И., что у меня другая семья, и сейчас мы решили, что не можем жить друг без друга. И во всём ей буквально призналась. Я ей рассказала свою судьбу, и в ответ она рассказала мне свою.
— Он за меня первый сватался, раньше Ефима. Мне было 19, Фаддею — 23. Вот в этом доме он жил. Ихний был дом. Ихним отцом построен.
Рассказ «Матрёнин двор» полностью автобиографичен и достоверен — замечал сам Солженицын. И этим особенно интересен жителям Владимирской земли и краеведам.
Анастасия Новосадова — генеалог. Занимается розыском исторических документов, собирает сведения о родственных связях людей. Рассказ «Матрёнин двор» прочитала ещё в школьные годы.
Анастасия Акамеева — генеалог:
— Читала, и мне это стало очень близко. Может, потому что сама много времени в деревне у бабушки проводила. Такие характеры-персонажи сразу узнаются, и мне вот запало в душу. Другое творчество Солженицына я не осилила, а «Матрёнин двор» не может не заинтересовать человека, который влюблён в свою малую родину, в настоящую русскую деревеньку.
Настя замечает: в какой-то момент, занимаясь своей семейной историей и изучая описи архива, попались книги Касимовского уезда, куда входила и деревня Мильцево. В этой деревне проживала главная героиня — реальный прототип рассказа, Матрёна Васильевна Захарова. Анастасия решила: почему бы не попробовать восстановить всех лиц, упомянутых в книге?
Анастасия Акамеева — генеалог:
— Ведь помимо Матрёны там упомянуты её муж, его старший брат, за которого Матрёна сначала собиралась замуж, описываются сёстры, золовки… Особенно мне запомнилась старуха, которая на поминках сидела и была старше всех. У меня и была мысль восстановить их имена, попытаться сравнить их реальную биографию с тем, что написано в книге.
И Анастасии удалось сделать такие находки и стать первой в этом исследовании.
— Это выписки из метрических книг. Оригиналы по церковному приходу не сохранились, но сохранились выписки.
— Озаглавлена как «Метрическая книга церкви села Палищи Касимовского уезда Рязанской губернии». Именно к приходу этой церкви относились и жители Мильцева.
Анастасия Акамеева — генеалог:
— Этими книгами в советский период пользовались ЗАГСы для выдачи справок, а сейчас они переданы в госархив. И здесь в записях о браках за 1918 год — вот, начинаются записи за июль, и сразу 1 числа: в записях о браках — жених, д. Мильцево, Сергей Алексеев Захаров, первым браком, 20 лет; невеста — та же деревня, Василия Андреева Ларина, дочь Матрёна, первым браком, 23 года.
Вот так стало известно реальное имя супруга Матрёны — Сергей Алексеевич (по книге же он — Ефим). Раскрыта и девичья фамилия самой Матрёны Захаровой — Ларина. К сожалению, в выписках не записаны имена поручителей, которые были свидетелями на их свадьбе.
— Здесь уже перед вами выписки из метрической книги о рождениях.
— В части за 1895 год мы находим запись о рождении Матрёны: у крестьянина д. Мильцево Василия Андреева Ларина, жена у него — Параскева Степанова.
Год рождения — 1895. Но на памятнике Матрёны указан 1896. Анастасия замечает, что такие неточности с датами — типичная картина для рождённых на стыке веков.
— То, что ранее 1896 год считался годом рождения Матрёны, не противоречит тому, что она родилась в 1895 — об этом есть запись в архивном документе…
В книге есть и запись о рождении мужа Матрёны — Сергея. Год — 1897.
— Вот, пожалуйста: Сергей, д. Мильцево, отец — Алексей Захаров Захаров, жена — Екатерина Григорьева.
По книге муж Матрёны был младшим братом. Старшего, за которого собиралась замуж Матрёна, в рассказе зовут Фаддей. А как в реальности?
Анастасия Акамеева — генеалог:
— Нужно ещё доисследовать документы, пока не дошла. Но можно предположить, что в реальности Фаддея звали Дмитрий или Константин. Предположительно, он родился в 1893 или 1889 году.
В рассказе Солженицына муж Матрёны не вернулся с войны. И это тоже подлинный факт.
Анастасия Акамеева — генеалог:
— Благодаря порталу «Память народа» о героях Великой Отечественной войны не составило труда найти документ о пропавшем без вести Сергее Алексеевиче Захарове, уроженце д. Мильцево, пропавшем без вести в 1942 году. И женой у него в документах указана Матрёна Вас. Захарова.
Где и как погиб муж Матрёны — Сергей Алексеевич Захаров — пока так и неизвестно. Но благодаря исследованию Анастасии в год 80-летия Великой Победы стало известно имя ещё одного героя Великой Отечественной. Исследование о прототипах героев рассказа «Матрёнин двор» ещё не окончено.
Анастасия Акамеева — генеалог:
— Понимаю, что некоторые детали для того, чтобы закончить это исследование, мне нужно добывать именно на месте… Посетить и Мильцево, и Палищи, где похоронена Матрёна, и школу… Обязательно это сделаю.
Мезиновской школе в 2013 году было присвоено имя Александра Солженицына. Её территорию украсили бюст писателя и воссозданный после пожара в Мильцеве тот самый «Матрёнин двор». Изба восстановлена по фотографиям самого Солженицына. Здесь и подлинные вещи Матрёны. Её ходики, купленные в сельпо, и сегодня продолжают идти.
Татьяна Воронцова, Илья Хлудов, Алексей Ковалёв. «Вести-Владимир».