Top.Mail.Ru
Культура

"Храм-памятник, личный телохранитель Грозного и...коты": что скрывает село Заястребье?

Опубликовано: 26 сентября 2025 года

"Храм-памятник, личный телохранитель Грозного и...коты": что скрывает село Заястребье?

Предлагаем отправиться в очередное краеведческое путешествие. В судогодское Заястребье. Что подарило название старинному селу? Чем примечателен местный храм и правда ли, что в тех краях жил личный телохранитель Ивана Грозного? Расскажут гиды Татьяна Лысова и Татьяна Воронцова.

В старину — Крутец, а ныне — Заястребье. В честь некогда большой местной кормилицы-реки Ястреб. Есть нечто сказочное в названии села, нечто таинственное. Места эти намоленные. Не случайно с XVII века жили здесь монахи-отшельники.

Татьяна Лысова, экскурсовод:

— В 1582 году земли в Заястребье приобрёл Дмитрий Годунов — дядя Бориса Годунова. Да-да... человек из мелкопоместных дворян поступил в опричнину и дослужился до постельничего — телохранителя, который спал рядом с царём в его спальне.

У постельничего была ещё одна обязанность — подбирать одежду государю. Дмитрий Годунов был своего рода стилистом у Ивана Грозного, — замечает Татьяна. — Человеком он был бездетным, все его дети умирали во младенчестве. Потому Дмитрий Иванович приютил у себя детей брата, среди которых был и Борис Годунов.

Татьяна Лысова, экскурсовод:

— Ко двору 15-летнего Бориса пристроил в качестве рынды, стоящего в государевой страже. Он же впоследствии помог Б[орису] Г[одунову] взойти на трон. Держал скипетр. Возглавлял Конюший приказ — высокий боярский пост.

Свои земли в Заястребье Годунов впоследствии даровал Костромскому Троицкому Ипатьевскому монастырю. И они были монастырскими вплоть до секуляризационной реформы Екатерины II. Здесь основали монастырский двор и построили первую деревянную церковь. Упоминание о ней датируется 1648 г. В окладных книгах начала XVIII века значатся в Заястребье уже 2 храма. Первый разобрали по ветхости, а второй сгорел. Пока в 1829-м — 195 лет назад — не началось строительство каменной церкви. Велось оно долго, 11 лет, и сегодня остаётся только удивляться её масштабам.

Татьяна Лысова, экскурсовод:

— В приход храма входили 6 деревень, в т.ч. Заястребье. На конец XIX века приход насчитывал около 2 тыс человек. Да, она закрывалась в 1937 г., но её не превратили ни в клуб, ни в склад. Жители закрыли и трепетно охраняли. Как вышел указ Сталина о возобновлении служб в храмах, жители Заястребья добились открытия церкви.

Уникальность храма в том, что он сохранился почти в неприкосновенности. В советские годы даже ремонтировался за счёт колхозных денег. После тяжёлых лет перестройки началось постепенное восстановление святыни: в 2015-м Владимирская епархия отдала церковь в качестве подворья Богородице-Рождественскому монастырю. Примечательно, что служил здесь репрессированный в 30-е годы Сергей Фестинатов.

Татьяна Лысова, экскурсовод:

— Церковь примечательна тем, что здесь служил Сергей Фестинатов. Человек, который был репрессирован в 1937-м. В 1944 избран настоятелем Успенского собора, а затем главой возрождённой Владимирской епархии. При нём отмечалось 800-летие Успенского собора, и служил он с Афанасием Сахаровым.

Сегодня в Заястребье налаживать духовную жизнь призван иеромонах Лаврентий. Такое послушание он получил от владыки Тихона. В прошлые годы познавал духовную жизнь на Валааме, Афоне, Соловках. Служил в муромском Спасо-Преображенском храме, храме Рождества Богородицы.. Эти места тоже проверяют людей на прочность. — Единственный хороший источник воды вот здесь, у самого храма, в других местах она жёлтая, — замечает отец Лаврентий. — И газа на селе так и нет. Храм-памятник истории спасают печным теплом.

— Будем молиться, чтоб Господь газ нам включил.. а пока вот так отапливаемся..

Старинные иконы, как люди, — страдают физически, болеют, нуждаются в заботе. Резкие перепады температуры, холод и сквозняки — их главные враги. А в храме иконы — уникальные.

Иеромонах Лаврентий, настоятель Свято-Троицкого храма:

— Называется она «Достойно есть»... Писана, — не поверите, — на Афоне, в Пантелеймоновом монастыре. Иноки заказывали, видимо. Список с чудотворной иконы... Святая икона написана и освящена на Афоне... таких святынь в нашей области мало.. да-да-да…

У каждой иконы своя биография. Но, к сожалению, её невозможно проследить в Заястребье. Очень мало информации. То, что они спасены, — заслуга местных жителей, не допустивших разорения храма.

— Несмотря на время и желания кого-то забрать... они находятся в том месте, где были раньше. Образ Николая старинный. Посеребрённый оклад могли позволить только обеспеченные храмы.

Богатство храма — сохранившиеся иконостас XIX века и фрески.

— Вот сами можете посмотреть аутентичность нашего храма — пойдёмте, пройдём...

— Смотрите на иконостас — вряд ли мы ещё такой найдём, чтоб столько лет простоял. Если бы газ... остановили бы мы процесс старения... но пока вынуждены закрывать на зиму, и от перепада температуры много теряем красоты каждый год.

— Предположительно, в 1878-80 гг. шло обновление иконостаса и росписей.. Сделано было в модной технике — не фресковой, а, похоже, хотели убыстрить — потому сделана роспись темперой... со временем краски приобрели такой эффект. Особенно голубизна купола просто потрясает.

— В северных и южных вратах изображены князья — здесь святой Владимир, а здесь Александр Невский — его обычно никто не пишет в схиме, но здесь уникально — он в монашеской одежде.

Ещё один «живой организм» со своим характером и душой — стекло. В храме оно дореволюционное.. — ещё ручной катки.

— Стекло раскатывали как тесто, скалками, металлическими, прямо на столе…

Ещё одна старинная особенность храма — подвесные подсвечники-кандила. Как правило, их помещали перед самыми чтимыми иконами. Перед уходом ставим свечу в знак любви и благоговения, которые символизирует Церковь. Храм в Заястребье сегодня тоже очень нуждается в человеческом внимании.

А само Заястребье уже называют «музеем под открытым небом» за его дореволюционную деревянную архитектуру. Таких наличников на окнах нигде больше не найти.

— Вот верх наличников, выстроенный как волна, когда наличник один перетекает в другой, можно увидеть именно в деревнях Судогодского района.

— Судогда — земля лесов, — к сожалению, здесь хуже с глиной. Поэтому в сравнении с Суздалем здесь ставят срубы прямо на землю. Вот показательный дом за моей спиной. Правда, не совсем — он двухэтажный. Такие мало где можно встретить.

В удалённом Заястребье есть чему восхититься, и есть чему улыбнуться. Очень нам хотелось увидеть обещанных злых котов. Оказалось, что они очень мягкие, белые и пушистые. Породы Турецкий ван, те самые, что, по легенде, попав на Ноев ковчег, уничтожили всех мышей и спасли его от разрушения. За что были удостоены касания руки Всевышнего. Нам эта история показалась очень символичной.

Татьяна Воронцова, Илья Хлудов. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку