Выставка памятников архитектуры и искусства, спасенных владимирскими реставраторами, открылась в пединституте ВлГУ
Она посвящена юбилею «Владреставрации». Первая специализированная научная, проектная и производственная организация появилась в регионе 80 лет назад, вскоре после войны. Репортаж Веры Куликовой.
Сделать из Суздаля «город-музей». Постановление владимирского обкома было опубликовано в июне 1945-го и вошло в историю владимирской реставрации.
Александр Скворцов, профессор кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации пединститута ВлГУ, реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения:
— Алексей Викторович Варганов в военные годы начинает заниматься Архирейскими палатами. Позарез нужны были музейные экспозиции в Суздале, и он настолько вошел вот в эту реставрационную стезю, что потом не мог оторваться, до конца своей жизни занимался Суздальским Кремлем и суздальскими памятниками, и сегодня мы видим город-музей!
Профессор Александр Скворцов — человек-легенда. За его плечами десятки спасенных памятников архитектуры и искусства. Кандидат искусствоведения был знаком и работал со всеми корифеями, стоявшими у истоков владимирской реставрации.
Александр Скворцов, профессор кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации пединститута ВлГУ, реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения:
— 1941 год, Александр Васильевич Столетов спасает буквально от обрушения Дмитриевский собор. Кто бы сегодня знал об этом, а это так.
80 лет назад, в июле 45-го, во Владимире появилась первая научно-производственная реставрационная мастерская. Александр Скворцов работал на Золотых воротах, в Успенском и Дмитриевском соборах.
Александр Скворцов, профессор кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации пединститута ВлГУ, реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения:
— Безусловно, у каждого памятника свой почерк, что называется, подход свой. Поэтому Успенский собор — это в первую очередь, как бы, масштабность и совокупность в одном памятнике двух памятников. Практически. Времени Андрея Боголюбского и времени Всеволода Третьего, а стили-то разные.
Вот он, Успенский собор на чертежах, сделанных современными учеными. Благодаря им можно говорить, каким он был в разное время. На выставке — памятники, спасенные реставраторами. Уникальные фрески Андрея Рублёва в Успенском восстановлены владимирскими специалистами.
— Отголоски модерна!
— Конечно. Безусловно. Вот разбелённая такая палитра — это явный признак.
Наука реставрации сложная и кропотливая. И главное — передать ее в надежные руки. При участии профессора Скворцова во владимирском пединституте появилось в 2008-м году отделение реставрации. Дарья Евтушенко когда-то училась здесь, теперь — преподает.
Дарья Евтушенко, преподаватель кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации Владимирского пединститута:
— Я — выпускница Александра Игнатьевича Скворцова, Светланы Вячеславовны Красулиной. Осталась преподавать, так как тема была близка: и тема реставрации, и тема живописи. С детства занималась творчеством. Все это было мне близко, все это мне нравилось, и, выбирая между профессиями — создавать искусство или сохранять искусство, — я все-таки выбрала — сохранять.
Сейчас студенты спасают святые образа из Луганска. Их вывезли жители как самое дорогое, что у них было. Лик Николая Чудотворца вновь засияет благодаря талантам владимирских специалистов.
Вера Куликова, Алексей Ковалев. «Вести-Владимир».