Top.Mail.Ru
Культура

Нетленный князь: Какие чудеса хранят мощи святого Глеба Владимирского?

Опубликовано: 3 декабря 2025 года
Нетленный князь: Какие чудеса хранят мощи святого Глеба Владимирского?

30 ноября 1702 года была совершена общероссийская канонизация святого благоверного князя Глеба Владимирского. Какие чудеса связаны со святым? Репортаж Татьяны Воронцовой.

Эта история имеет подлинную документальную основу. И это реальный исторический персонаж. Во время захвата града Владимира казанским царевичем Талычем с отрядом нижегородского воеводы-предателя Карамышевым в июне 1411 года Патрикий — в фильме Андрея Тарковского его играет Юрий Никулин — служил ключарём Успенского собора. Он спрятал от татар драгоценности храма и под пытками не выдал их местонахождения.

Клад не найден до сих пор и так и остался владимирской легендой. Как и то, что в тот день произошло в храме ещё одно чудо. О нём не рассказывает в фильме Андрей Тарковский, но о нём ведают соборные летописи.

Иерей Родион Чебан, клирик Свято-Успенского Кафедрального собора г. Владимира:

— Один из татар, подойдя к мощам, попытался поднять крышку гроба, и в то же время из гроба святого поднялся огонь, и татары в страхе бежали, удивлённые этим событием.

Это чудо связано с мощами святого благоверного князя Глеба Владимирского — младшего сына Андрея Боголюбского. И как поётся в тропаре: «Сегодня светло радуется славнейший город Владимир, имея у себя богатейшее сокровище — источающие чудеса почитаемые мощи святого Глеба».

— Обычно, говоря о святости, мы представляем человека, прошедшего путь испытаний. Но опыт Церкви сохранил другие свидетельства... что есть люди с чистой душой с детства, которых Господь избирает для святости... таким является Глеб Владимирский Чудотворец.

О Глебе Андреевиче сведений немного. И о нём нет ранних упоминаний в древних летописях. В основном свидетельствуют о Глебе лишь церковные документы. Запись о юном князе есть в летописи Боголюбова монастыря. А самое раннее упоминание — в княжеском родословце Новгородско-Софийского свода XV века. Русские историки Татищев, Щербатов, императрица Екатерина II также располагали летописями, но они, к сожалению, не сохранились до наших дней. Поэтому сведения разнятся, в том числе и о количестве детей Андрея Боголюбского — в ранних летописях указаны только Изяслав, Мстислав и Юрий.

— Путанная история в плане летописей. Отождествляют Глеба и в крещении Георгия... И возникает путаница: три брата или четыре. В некоторых местах летописи противоречат... поэтому найти правду довольно сложно.

Существует версия, высказанная, например, исследователем Голубинским, что Глеб и Юрий — это один и тот же человек. А как считает исследователь Карсанов, позднее упоминание о четвёртом сыне — Глебе Андреевиче — скорее всего связано с тем, что, прожив всего 20 лет, он не принимал участия в общественно-политических событиях своей эпохи. Он нигде не княжил, не ходил в походы, жил во Владимире при отце, вёл замкнутый образ жизни.

— Глеба отличало от других детей и ровесников тяга к духовной жизни. Он вёл уединённую жизнь, стремился к чтению. Не были близки ему занятия княжеского характера. С детства маленький княжич был свидетелем созидающегося Владимирского Успенского собора. Каждый день ходил на стройку с отцом и видел, как возвышается и поднимается новый собор в честь Пресвятой Богородицы.

Великую стройку Андрей Боголюбский начал в 1158 году, когда Глебу было 3 года. Вместе с княжичем росли Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Боголюбский монастырь. Храмы Андрея Боголюбского — светлые, лёгкие, возвышенные, стремящиеся ввысь, как его помыслы и вера.

— Князь всю свою жизнь посвятил благотворительности, строительству храмов, монастырей. И сам вёл глубоко религиозную жизнь, получив имя Боголюбский. В такой атмосфере веры рос его младший сын — святой Глеб Владимирский. При соборе он и совершал свой подвиг — не избрал монашеского пути, но здесь молился... за владимирцев, за весь город, за дело отца.

О смерти Глеба также известно немного. Княжич пережил отца всего на 2 года. «Скончался в 1175 году июня 20 дня». И версия, что Глеб мог также стать жертвой политического заговора против Боголюбского, не исключается. Впервые Глеб Андреевич назван среди князей, погребённых во владимирском Успенском соборе, и среди сыновей Боголюбского в «Выписках о панихидах». Она составлена при Иоанне IV Васильевиче, когда Грозный царь в 1550 году посетил Владимир. В сборнике Троице-Сергиевой лавры XVII века также даны описания гробниц — Андрея Юрьевича и его сыновей Изяслава, Мстислава и Глеба. Отец Родион замечает, что Господь прославил своего угодника вскоре после смерти. Тело Глеба осталось нетленным, и это стало первым чудом. Соборные летописи сообщают о нескольких знамениях, прославивших имя святого.

— В 1238 году, когда Батый осадил Владимир, горожане спрятались в соборе. И они приняли решение поджечь собор, в котором укрылась княжеская семья. Все мученически погибли. 

Вот здесь покоятся сгоревшие в тот страшный день преосвященный епископ Митрофан, великий князь Георгий Всеволодович, великая княгиня Агафия и их дети. Но! И это чудо! Раку с мощами святого Глеба огонь тогда даже не тронул. Ещё одно чудо произошло в смутное лето 1614 года, в царствование Василия Шуйского, когда Владимир пытались захватить интервенты.

— Один из пономарей, Герасим, увидел посреди ночи чудо — фигуру молящегося пред мощами святого Глеба и получил от него ответ, что город не будет взят... что город будет защищён. В ту же ночь неприятели отступили.

В 1795 году Владимир посетил Павел I со своими сыновьями. И был несказанно удивлён состоянием мощей святого Глеба, повелев сыновьям молиться ему. В XIX веке священные мощи заставили уверовать и будущего архимандрита Антония, наместника Троице-Сергиевой Лавры. Святой Глеб, скончавшийся в 1175 году, напоминал просто спящего человека.

— Открыв мощи, он увидел, что тело благоверного не истлело. И суставы остались подвижны. Его это так убедило и впечатлило...

Мощи Глеба Владимирского вскрывались в богоборческие годы XX века. Свидетелем тому был Афанасий Сахаров. В протоколе осмотра была засвидетельствована исключительно хорошая сохранность святых останков князя. Но из собора они были изъяты и возвращены лишь в 1958 году. В 1982 году имя Глеба Андреевича — покровителя города Владимира — внесено в Собор Владимирских святых. Его мощи сегодня покоятся напротив мощей его великого отца — Андрея Боголюбского.

Татьяна Воронцова, Андрей Синягин. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку