30 ноября 1702 года была совершена общероссийская канонизация святого благоверного князя Глеба Владимирского. Какие чудеса связаны со святым? Репортаж Татьяны Воронцовой.
Эта история имеет подлинную документальную основу. И это реальный исторический персонаж. Во время захвата града Владимира казанским царевичем Талычем с отрядом нижегородского воеводы-предателя Карамышевым в июне 1411 года Патрикий — в фильме Андрея Тарковского его играет Юрий Никулин — служил ключарём Успенского собора. Он спрятал от татар драгоценности храма и под пытками не выдал их местонахождения.
Клад не найден до сих пор и так и остался владимирской легендой. Как и то, что в тот день произошло в храме ещё одно чудо. О нём не рассказывает в фильме Андрей Тарковский, но о нём ведают соборные летописи.
Иерей Родион Чебан, клирик Свято-Успенского Кафедрального собора г. Владимира:
— Один из татар, подойдя к мощам, попытался поднять крышку гроба, и в то же время из гроба святого поднялся огонь, и татары в страхе бежали, удивлённые этим событием.
Это чудо связано с мощами святого благоверного князя Глеба Владимирского — младшего сына Андрея Боголюбского. И как поётся в тропаре: «Сегодня светло радуется славнейший город Владимир, имея у себя богатейшее сокровище — источающие чудеса почитаемые мощи святого Глеба».
— Обычно, говоря о святости, мы представляем человека, прошедшего путь испытаний. Но опыт Церкви сохранил другие свидетельства... что есть люди с чистой душой с детства, которых Господь избирает для святости... таким является Глеб Владимирский Чудотворец.
О Глебе Андреевиче сведений немного. И о нём нет ранних упоминаний в древних летописях. В основном свидетельствуют о Глебе лишь церковные документы. Запись о юном князе есть в летописи Боголюбова монастыря. А самое раннее упоминание — в княжеском родословце Новгородско-Софийского свода XV века. Русские историки Татищев, Щербатов, императрица Екатерина II также располагали летописями, но они, к сожалению, не сохранились до наших дней. Поэтому сведения разнятся, в том числе и о количестве детей Андрея Боголюбского — в ранних летописях указаны только Изяслав, Мстислав и Юрий.
— Путанная история в плане летописей. Отождествляют Глеба и в крещении Георгия... И возникает путаница: три брата или четыре. В некоторых местах летописи противоречат... поэтому найти правду довольно сложно.
Существует версия, высказанная, например, исследователем Голубинским, что Глеб и Юрий — это один и тот же человек. А как считает исследователь Карсанов, позднее упоминание о четвёртом сыне — Глебе Андреевиче — скорее всего связано с тем, что, прожив всего 20 лет, он не принимал участия в общественно-политических событиях своей эпохи. Он нигде не княжил, не ходил в походы, жил во Владимире при отце, вёл замкнутый образ жизни.
— Глеба отличало от других детей и ровесников тяга к духовной жизни. Он вёл уединённую жизнь, стремился к чтению. Не были близки ему занятия княжеского характера. С детства маленький княжич был свидетелем созидающегося Владимирского Успенского собора. Каждый день ходил на стройку с отцом и видел, как возвышается и поднимается новый собор в честь Пресвятой Богородицы.
Великую стройку Андрей Боголюбский начал в 1158 году, когда Глебу было 3 года. Вместе с княжичем росли Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Боголюбский монастырь. Храмы Андрея Боголюбского — светлые, лёгкие, возвышенные, стремящиеся ввысь, как его помыслы и вера.
— Князь всю свою жизнь посвятил благотворительности, строительству храмов, монастырей. И сам вёл глубоко религиозную жизнь, получив имя Боголюбский. В такой атмосфере веры рос его младший сын — святой Глеб Владимирский. При соборе он и совершал свой подвиг — не избрал монашеского пути, но здесь молился... за владимирцев, за весь город, за дело отца.
О смерти Глеба также известно немного. Княжич пережил отца всего на 2 года. «Скончался в 1175 году июня 20 дня». И версия, что Глеб мог также стать жертвой политического заговора против Боголюбского, не исключается. Впервые Глеб Андреевич назван среди князей, погребённых во владимирском Успенском соборе, и среди сыновей Боголюбского в «Выписках о панихидах». Она составлена при Иоанне IV Васильевиче, когда Грозный царь в 1550 году посетил Владимир. В сборнике Троице-Сергиевой лавры XVII века также даны описания гробниц — Андрея Юрьевича и его сыновей Изяслава, Мстислава и Глеба. Отец Родион замечает, что Господь прославил своего угодника вскоре после смерти. Тело Глеба осталось нетленным, и это стало первым чудом. Соборные летописи сообщают о нескольких знамениях, прославивших имя святого.
— В 1238 году, когда Батый осадил Владимир, горожане спрятались в соборе. И они приняли решение поджечь собор, в котором укрылась княжеская семья. Все мученически погибли.
Вот здесь покоятся сгоревшие в тот страшный день преосвященный епископ Митрофан, великий князь Георгий Всеволодович, великая княгиня Агафия и их дети. Но! И это чудо! Раку с мощами святого Глеба огонь тогда даже не тронул. Ещё одно чудо произошло в смутное лето 1614 года, в царствование Василия Шуйского, когда Владимир пытались захватить интервенты.
— Один из пономарей, Герасим, увидел посреди ночи чудо — фигуру молящегося пред мощами святого Глеба и получил от него ответ, что город не будет взят... что город будет защищён. В ту же ночь неприятели отступили.
В 1795 году Владимир посетил Павел I со своими сыновьями. И был несказанно удивлён состоянием мощей святого Глеба, повелев сыновьям молиться ему. В XIX веке священные мощи заставили уверовать и будущего архимандрита Антония, наместника Троице-Сергиевой Лавры. Святой Глеб, скончавшийся в 1175 году, напоминал просто спящего человека.
— Открыв мощи, он увидел, что тело благоверного не истлело. И суставы остались подвижны. Его это так убедило и впечатлило...
Мощи Глеба Владимирского вскрывались в богоборческие годы XX века. Свидетелем тому был Афанасий Сахаров. В протоколе осмотра была засвидетельствована исключительно хорошая сохранность святых останков князя. Но из собора они были изъяты и возвращены лишь в 1958 году. В 1982 году имя Глеба Андреевича — покровителя города Владимира — внесено в Собор Владимирских святых. Его мощи сегодня покоятся напротив мощей его великого отца — Андрея Боголюбского.
Татьяна Воронцова, Андрей Синягин. «Вести-Владимир».