В селе Спасское-Городище Суздальского района возрождают традиции ткачества
И это благодаря уникальной мастерице Татьяне Кинеевой. У нее в гостях побывала Ангелина Свищ.
— 420 нитей на этом станке.
И кажется, запутаться в них проще простого. Вся магия — в нитях-основах, которые натянуты на навой.
— Одна ниточка привязана к одним ниченкам, вторая ниточка к другим ниченкам заправлена.
При правильном натяжении они образуют зев, и туда нужно «запустить» челнок с утком. А после — ровно и гладко «набить» узор.
Татьяна Кинеева — мастерица:
— С помощью берда прижали, удерживаем, и в этот момент, когда держим, нажимаем на другую педаль.
Так и рождается узор — сантиметр за сантиметром. У мастерицы Татьяны Кинеевой все действия почти на «автомате». Со старинным инструментом она познакомилась 8 лет назад. Первый ткацкий станок в разобранном состоянии подарила подруга. А научиться им пользоваться помогла мастерица Татьяна Макарова. «Набить» узор не так уж и сложно, делится Татьяна. Самое сложное — станок «заправить». Это отдельная наука. Сейчас Татьяна не просто сохраняет ремесло, она вдыхает в него новую жизнь.
Татьяна Кинеева — мастерица:
— Цель вообще моей работы — сохранить ткачество как ремесло, то есть самой в нём развиваться. Потому что на самом деле очень много различных техник в ткачестве, в том числе половиков, но и в том, чтобы сохранить и использовать в современном мире.
Прядение и ткачество были обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса: ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку. Сейчас эти навыки приобретают по желанию. Татьяна делится своими знаниями на мастер-классах. Спрясть половик решили и мы. Тем более прозвище «неткачиха» считалось самым обидным.
— Видите пересечения?
— Вижу.
— Удерживаем. И теперь челноком ниточку заводим очень аккуратно.
Чтобы научиться старинному ремеслу, совсем необязательно иметь большой и старинный ткацкий стан. Подойдет и поменьше — настольный. Конечно, большой половик на нем не соткать, зато получатся маленькие полотенца и основы для сумок, стилизованные карманы и даже картины. Ткать можно из всего. Подойдут травы, всевозможные нити и даже ненужные вещи. Принцип работы тот же.
— Берем бердо и прижимаем, и меняем на положение вниз.
Умение ткать всегда считалось одной из важных женских добродетелей. А тканое приданое выставлялось на показ, чтобы продемонстрировать талант, усидчивость, трудолюбие невесты и умение видеть прекрасное в деталях. До конца XIX и начала XX веков домашнее ткачество сохранялось в деревнях. «Свой» орнамент есть и на половиках села Спасское-Городище. Татьяна смотрит на местные узоры, которые сохранились, и делает подобные.
Татьяна Кинеева — мастерица:
— То, что сейчас половички, это как раз здесь местные. Поэтому вот рисунок я и сохраняю. Изначально я их пыталась повторить, а потом уже пошли какие-то свои идеи.
Сегодня мастерица Татьяна Кинеева вплетает в эту древнюю канву уже свою нить преемственности. И значит, история продолжается.
Ангелина Свищ, Евгений Калинин. «Вести-Владимир».