Top.Mail.Ru
Культура

Его творчество пронизано светом

Опубликовано: 14 октября 2010 года
Его творчество пронизано светом

Зал союза художников России в Москве называют "элитным": выставляться здесь не просто престижно, это право нужно еще и заслужить. Тем показательнее то, что первая, столь масштабная выставка работ Бориса Французова в столице открылась именно здесь. Он часто спрашивал себя: может, чтобы быть не одиноким, надо быть всегда одному? У него не получалось. В мастерской всегда было людно, и даже сегодня, когда Бориса Французова нет уже 17 лет, на вернисаже – почти все его друзья. Гениальный, непредсказуемый, парадоксальный. Всё это о нём.

СЕРГЕЙ ХАРЛАМОВ, НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ: "Каждый раз я даже боялся встречи, потому что он приезжал с подарками. Я ему говорю: "Боря, не надо". То кружку, то книгу старинную, то гравюру старинную, когда дарил ее. Это было прекрасно".

"Светлый" - еще одно определение не только художника, но и его творчества. Свет, который он умел создать на белом листе черным штрихом. Свет, которым пронизаны все его картины, даже те, где буря и ненастье. "Свет везде и в нас тоже" – это его слова, так виртуозно перенесенные на бумагу.

ВЛАДИМИР СЫСОЕВ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ: "Свет у него заметьте, это не свет, который мы включаем в комнате и даже не солнечный свет. Это божественное свечение в его работах".

Его рукой водил Бог, говорят те, кто видит его офорты. А как иначе, если и сегодня такие камерные сельские пейзажи, каких , возможно, уже и не встретишь, вызывают отклик даже у тех, кто смотрит на этот мир через монитор компьютера или экран I-phona.

ЮЛИЯ МАЛЫШЕВА, СТУДЕНТКА: "Это настолько все тонко исполнено, настолько изящно, мне очень нравится".

Искусство дня сегодняшнего стремится эпатировать и удивлять, потому "французовские картины" кому-то кажутся несовременными. Так было и 40 лет назад, когда в искреннем пафосе строительства нового в почете были все больше  индустриальные пейзажи. Но Французов всегда рисовал ту Россию, которая волновала и трогала его сердце. За это ругали. И не только его.

ЮЛИЯ ФРАНЦУЗОВА, ВДОВА ХУДОЖНИКА: "Ну что у вас там все деревня, и деревня… Они послушают, соглашаются, и дальше продолжают опять показывать деревню в своих работах".

Внутренняя гармония и полное отсутствие суеты. Настроение всех его офортов - словно в оппозиции к новому времени. Может поэтому так внимательно вглядывается в них московский зритель, давно забывший, что значит душевный покой и равновесие.

Кристина Лихачёва, Андрей Синягин

Загрузить ещё
Выберите рассылку