Top.Mail.Ru
Культура

Древнейшая техника иконописи - энкаустика получила новое рождение

Опубликовано: 1 ноября 2010 года
Древнейшая техника иконописи - энкаустика получила новое рождение

Искусство тысячелетий. Древнейшая техника иконописи - энкаустика получила новое рождение. Суздальский священник Андрей Давыдов сегодня фактически единственный человек в России, профессионально владеющий этим искусством. В чем секрет энкаустических икон?

Легкие мазки кисти рождают свет, объем и глубину. Сейчас иерей Андрей пишет лик святого князя Бориса. Говорит, икона - не просто изображение. Прежде всего разговор и Присутствие. Особая пронзительность. 

ИЕРЕЙ АНДРЕЙ ( ДАВЫДОВ), ИКОНОПИСЕЦ: "Мимо нее ты не пройдешь никогда спокойно. Это всегда какая-то встреча. Выразительная образность, которая рассчитана на диалог со зрителем. Вот это меня в них и привлекало. И я тогда стал исследовать, какими средствами это достигнуто". 

Иконописью занимается три десятилетия. А к энкаустике священник пришел почти 17 лет назад. Тысячи прочитанных  книг. Долгие годы изысканий и кропотливого труда. Сегодня отец Андрей, фактически, единственный человек в России, кто работает в этой технике. Свежесть и глубина красок, ровный эмалевый блеск. Лики словно написаны вчера.

Основной компонент в энкаустике - специальным образом приготовленный воск. Именно на нем замешиваются краски - природные пигменты. Сначала воск долгое время должен находиться на свету и на воздухе.  Затем он специальным образом вываривается и высушивается. И так несколько раз.  В результате из темно-желтого воск превращается в практически белый. Этот "пунический" воск плавится при температуре выше ста градусов. А теперь слово - за натуральными красками. На основе полудрагоценных камней. Такие цвета не один химический состав не сможет заменить. Благодаря кристаллической структуре лазурита роскошный синий не потеряется даже в полумраке. Камни перетираются в ступке.

Марина Давыдова - главная помощница мужа. Если она не занята вышиванием, перетирает краски. Процесс трудоемкий. Сегодня - охра.

МАРИНА ДАВЫДОВА: "Ее нужно тереть до тех пор, пока она скрипеть не перестанет. Вот она скрипеть перестала. Значит, она готова. Перетерта".

Энкаустика - история иконописи. Древнейшие православные иконы - в Киеве, Константинополе и на Синае - написаны именно в этой технике. Одно из главных достоинств - удивительная сохранность и прочность изображения. Воск обволакивает пигменты, защищая краски от реакций и влаги. Отец Андрей знает, о чем говорит. Прежде он служил во Пскове. Эта икона почти 15 лет хранилась в  неотапливаемой церкви 12 века. Энкаустике в отличие от яичной темперы, к примеру, не нужен особый режим.

ИЕРЕЙ АНДРЕЙ ( ДАВЫДОВ), ИКОНОПИСЕЦ: "Она выносная, неоднократно выносилась. А вот эта икона - последнее, что я сделал. Ей - недели 2. И вот посмотрите, они совершенно в одинаковом состоянии. Вот такая вещь, энкаустика".

С 2007 отец Андрей Давыдов служит в суздальском храме Святителя Николая. Его мастерская известна уже всей стране.  Каждый год его ждут в Италии. Там он дает мастер-классы для коллег-иконописцев. А недавно имя священника появилось в учебнике "Основы православной культуры". Как пример обращения к истокам. Он сам не скрывает: каждый день энкаустика открывает все новые секреты.

Мария Платанюк, Денис Цицеронов

Загрузить ещё
Выберите рассылку