Top.Mail.Ru
Культура

Его кисти было подвластно все

Опубликовано: 30 июля 2012 года
Для этого художника именно море стало главным источником вдохновения. Россия отметила юбилей великого мариниста Ивана Айвазовского. Он родился ровно 195 лет назад, в Феодосии. Творческое наследие его огромно, но можно ли во Владимире увидеть подлинники кисти великого мастера? О поэте моря - Мария Платанюк.

То безмятежный штиль с легким дыхание бриза, то рассерженное  и бурное. Море - главный герой его полотен... Великий Айвазовский однажды попал в мощный шторм, но даже бурю посчитал "дивною картиною." Айвазовскому была суждена долгая жизнь. И море всегда было рядом. Маринист написал сотни и сотни полотен, большая удача, что 2 картины есть и в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это  полотна "На рейде" и "Пристань в Феодосии".  

ТАТЬЯНА МЕРКУЛОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Обе работы попали в наше собрание в 20-ые годы. Одна картина - из собрания Владимира Семёновича Храповицкого. Другая картина попала к нам из библиотеки имени Ленина Гусь-Хрустального".

По словам Татьяны Меркуловой, истинного знатока живописи - маринист и баталист Айвазовский - целая эпоха. Человек удивительной судьбы, биографии. И конечно же, таланта. В 27 лет Авайзовский стал членом четырех академий художеств. Петербургской, римской, парижской, амстердамской. Но свои первые академические знания юный Айвазовский получил в пейзажном классе Академии художеств. А вот творческий почерк мастера сложился в Италии.    

МАРИЯ ПЛАТАНЮК, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ:
"Впоследствии Авайзовский никогда не писал  с натуры. Только по памяти. "Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, поры ветра, всплеск воды немыслимо для кисти".  

Его работы активно раскупали по всему миру. А одно из самых известных полотен - "Хаос. Сотворение мира" даже приобрел папа Римский Григорий 16-ый. Труд Авайзовского был  ежедневным, титаническим. Независимо от размеров полотна, он всегда писал воздух в один сеанс. Работал в технике аля прима, очень тонкой   и многослойной живописи. Специалисты "узнают"  Айвазовского по "взмахам его кисти".

ТАТЬЯНА МЕРКУЛОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Линию горизонта он обрисовывал одной  сплошной линией, и особенно тщательно обрисовывал скалы... И волны у него всегда такие, динамчными завитками. А вот линии кораблей он не прорисовывал вовсе".

Любовь к морю вполне объяснима. Авайзовский - уроженец Феодосии. Впоследствии он много сделал для родного города. К примеру, открыл художественный класс - "Общую мастерскую". По его инициативе появился порт, водопровод, картинная  галерея. У мастера было огромное количество учеников. Вот, к примеру, Лагорио... Его картины также есть в собрании.  Желающих приблизиться  было много, но все же  "уловить" манеру  Айвазовского невозможно. Он неповторим. Он даже умер за мольбертом. На 83-ем году жизни.   

Мария Платанюк, Андрей Синягин
Загрузить ещё
Выберите рассылку