Top.Mail.Ru
Культура

Аргуновскую резьбу восстанавливает киржачский мастер

Опубликовано: 27 января 2016 года
Дом купца Заруцкого в Киржаче теперь найти просто - по наличникам. Мастер-резчик  Михаил Гашин воссоздал их по старым фотографиям.  Можно сказать, он  вновь напомнил жителям и гостям города об аргуновской резьбе. Чем интересен этот стиль, у мастера узнал Владимир Косыгин.

Дом аптекаря Заруцкого в Киржаче найти отныне проще. Теперь это одно из самых красивых зданий. А знатоки и вовсе скажут, здесь - редчайший пример наличника. Сделанного по примеру знаменитой аргуновской резьбы. Но работа ещё не завершена. Михаил Гашин - мастер-резчик - делает замеры на боковых сторонах дома. Занимался ли кто из предков этим искусством - не знает. В себе открыл интерес внезапно.

МИХАИЛ ГАШИН, МАСТЕР-РЕЗЧИК: "Думал, художником быть. А потом поступил на резчика, мне понравилось. Окончил училище, начал этим заниматься".

Любому ученику нужен наставник. Искать опытных людей долго не пришлось. Аргуновская резьба зародилась в селе Аргуново. В Киржачском уезде Владимирской губернии. Сейчас это территория Петушинского района. Михаил Гашин приехал туда в начале 80-х годов.

МИХАИЛ ГАШИН, МАСТЕР-РЕЗЧИК: "Я видел их работы, знаком с потомками этих мастеров, был знаком. Они уже в то время в преклонном возрасте были. Я с ними работал в столярной".

По словам Михаила Евгеньевича, в Киржаче мастеров  практически не осталось. И о нём мало кто знает. Все эти годы, несмотря на то, что не было хорошо оборудованного рабочего места, мастер не сидел сложа руки. В частности, Михаил Гашин отреставрировал иконостас в Свято-Георгиевском храме села Ильинское. Теперь мастерская есть, есть и материал. Михаил Евгеньевич использует разную древесину - сосну, ель, осину, ольху. В каждой работе - своё сочетание узоров.

МИХАИЛ ГАШИН, МАСТЕР-РЕЗЧИК: "Конечно, много элементов я беру со старых наличников. Но придерживаюсь просто их дизайна. И сам свою фантазию проявляю".

Огромную роль сыграли архивные материалы, собранные за эти годы, рассказывает Михаил Гашин. Он побывал во многих деревнях, фотографировал и зарисовывал наличники, общее оформление домов. В мастерской рядом с "историческими документами" - чертежи и эскизы будущих изделий. По словам Михаила, каждую деревню можно узнать по наличникам. Когда-то они выполняли обережную функцию. Со временем, смысл изменялся. Окно - как картина мира. Небо - верх, земля - низ наличника. Боковые стороны - так называемые "полотенца", стороны света, времена года. В композициях встречаются животные, знаки солнца и грома. Есть узоры, заимствованные из античной традиции.

Это общий фрагмент, на котором появятся более мелкие рисунки.  А затем придёт черёд шлифовки. И, наконец, покраски. В общем, на создание разных частей уходит несколько дней. Как пояснил Михаил, раньше в Киржаче интересных наличников было больше. Потом их заменили.

МИХАИЛ ГАШИН, МАСТЕР-РЕЗЧИК: "Можно сказать - в Киржаче есть много, ну, достаточно много наличников резных, которые похожи на аргуновские. Может быть, сами мастера и делали заказы такие в Киржаче".

Теперь созданию наличников ничто не мешает, - говорит Михаил Гашин. Это дело всей его жизни. Работая над новыми узорами, он продолжает многовековое искусство. И теперь он сам - носитель традиции.

Владимир Косыгин, Александр Парфёнов
Загрузить ещё
Выберите рассылку