Top.Mail.Ru
Культура

Спасённый шедевр

Опубликовано: 29 января 2016 года
Столичный реставраторы предотвратили утрату одной из самых почитаемых православных икон - Боголюбской Божьей матери. Работы шли на протяжении последних 6 лет. И вот, наконец, итог можно увидеть на выставке в Москве. 

Русская святыня. Боголюбская Божья матерь. По преданию последние 9 веков ее образ спасает русский народ от бед и напастей. Именно она явилась Андрею Боголюбскому в бытность переноса столицу древней Руси из Киева на Северо-Восток. Богородица велела князю оставить во Владимире перевезенную из Византии икону. На этом месте был заложен фундамент Боголюбского монастыря. Много веков икона была его главной святыней.
 
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Ровно сто лет назад, в 1915 году известный искусствовед, исследователь древнерусской живописи Никодим Кондаков  создал прекрасный памятник древнерусского искусства, пожалуй, один из лучших домонгольского периода, но к огромному сожалению склоняющийся к полному исчезновению. И вот по прошествии ста лет мы сегодня говорим, что икона спасена".

Сохранить памятник пытались пять поколений центра Грабаря. Столетний труд увенчался успехом. Поделиться им реставраторы решили, организовав эту выставку. Стенды экспозиции рассказывают, как шаг за шагом шел  сложный процесс восстановления.

АЛЕКСАНДР ЛЕСОВОЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ АКАДЕМИКА ГРАБАРЯ: "Это, действительно, знаковое событие. Оно еще тем отличается, что в 1918 году, когда был создан наш Центр,  Игорь Эммануилович Грабарь впервые лик богородицы держал в руках, икону для ее спасения. Она находилась в аварийном состоянии".

В последние годы икона Боголюбской Божьей матери находилась во Владимире в  Успенском соборе Княгинина монастыря. Древняя икона хранилась в особой камере, что, впрочем, не спасло ее от разрушения. Владимирские музейщики забили тревогу. Икону было решено изъять из церкви и поместить в  реставрационное хранилище Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В специальном помещении поддерживался особый температурный и влажностный режим. Икону нужно было высушить прежде  проводить реставрацию.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Было принято решение, что работу будет производить реставратор высшей категории Александр Анатольевич Горматюк. Мы благодарны Министерству культуры, Центру реставрации, лично директору Александру Лесовому, что было решение не возить икону сюда,  реставрировать ее вахтовым методом, и вот более 4 лет Александр Горматюк приезжал к нам".

То что удалось сделать Александру Горматюку сродни подвигу, говорят коллеги. Одного неверного движения хватило бы, чтобы уничтожить святыню. Подобно врачу, ученый 4 года наблюдал за состоянием "больного". На помощь ученому пришли коллеги и современные методы исследования.  В том числе - 3D сканирование.

АЛЕКСАНДР ГОРМАТЮК, РЕСТАВРАТОР ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ АКАДЕМИКА ГРАБАРЯ: "В результате выяснилось, что икона изменилась на 5 мл, потом в вашем госпитале мы проводили КТ, то есть используя такие высокие технологии из медицины, которая помогла выявить, как взаимодействует  на глубоком уровне различная по качеству вставка  и различные по своему временному, историческому и в общем техническому качеству",

Только после таких сложных исследований на научном совете было принято непростое  решение - убрать более поздние слои живописи.  

АЛЕКСАНДР ГОРМАТЮК, РЕСТАВРАТОР ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ АКАДЕМИКА ГРАБАРЯ: "Мы были вынуждены удалять более поздние напластования, во время этого процесса на новом как бы техническом уровне нам удалось увидеть  и раскрыть подлинную живопись 12 века.  И самым, конечно, удивительным событием для нас было обретение живописи 12 века на лике Богоматери".

Вот таким по мнению искусствоведа и реставратора Александр Горматюка было первое изображением Боголюбской Богородицы. Ближайшие два года икона проведёт в музейном хранилище, на карантине. Ученые будут следить за ее состоянием. За это время должен решиться вопрос, где разместить святыню, чтобы древний образ могли увидеть верующие и любители древней живописи.

Вера Куликова, Александр Парфенов
Загрузить ещё