Top.Mail.Ru
Культура

В Гусь-Хрустальном районе мастер изготавливает лодки-долблёнки, которые были известны еще тысячи лет назад

Опубликовано: 3 февраля 2017 года
Музей "Уходящей Мещеры", который хранит историю заповедных мест на границах Владимирской, Рязанской и Московской областей, могут пополнить новые экспонаты - лодки "колтасы". Так называют их местные краеведы. По их словам, судна, на которых охотники и рыбаки и сегодня сплавляются  и ходят по рекам, были известны еще тысячи лет назад. В деревне Демидово Гусь-Хрустального района наша съемочная группа разыскала одного из последних мастеров по изготовлению "долблёнок".

Откуда у него инструмент, Николай Иванович и сам уже не помнит, но тесло, скобель и топор – это всё, что нужно, чтобы смастерить лодку. Ещё пила и, собственно, древесина. Долблёнки (или однодревки) потому так и называются, что все пять деталей судна (два борта, две кокоры и дно) выдалбливают из одного цельного ствола дерева. Хорошо - осины (сучков поменьше), но подойдет и кряж ели или сосны. В идеале, конечно, сибирской.

- Кедр привозил откуда-то с Сибири, вагоны приходили в Курлово. Один мужик привозил два кедра, я им делал лодку. Она такая белая, а когда на солнышке полежит, становится красное дерево.

Валить деревья – дело тяжелое, а в окрестных лесах – еще и подсудное. Кругом национальный парк.  Поэтому древесину Николай Гогин покупает на пилораме. Выбрать подходящий ствол – не гнилой, прямой и потолще - это почти полдела. Но что-что, а глаз наметать и руку набить за два-то десятка лет Гогин сумел. Его лодки хорошо ценятся. Если честно,  говорит пенсионер, это больше заработок, чем любимое дело. Ведь чтобы смастерить одну, нужно как следует «поупираться» дней десять. Выдолбить, собрать, стянуть, покрасить и хорошенько высушить.

Николай Гогин, мастер по изготовлению лодок: "Месяц-два летом. Может, и больше. Другие вон ребята, я им сделал, допустим, сегодня, он ее там куда-то во двор, в гараж ложит ее, и на будущий год только спускает. Она должна высохнуть. Когда она высыхает, она становится как кость".

Долблёнки идеальное средство передвижения по маленьким, извилистым, не очень полноводным, местами заболоченным рекам, таким как Бужа. С них с одинаковым успехом можно рыбачить, охотиться, даже стрелять – они довольно устойчивы. Сейчас река скована льдом и очень сложно показать, насколько эти лодки популярны у местных, но, говорят, летом здесь, у берега на воде покачиваются одновременно 10-12 лодок. Хозяева не боятся оставлять их, даже зимой – вот там одна спрятана под снегом.

Передвигаются в лодках сидя, с помощью вёсел. Или стоя, отталкиваясь от дна длинным шестом. Иногда на корму подвешивают небольшой моторчик. И это то немногое, чем наградил «долблёнку» прогресс. Конечно, лодки больше не сшивают распаренными корнями и не пропитывают горячей смолой, а в остальном, говорят краеведы, за тысячи лет конструктив не претерпел существенных изменений.

Николай Скулов, директор Гусь-хрустального историко-художественного музея: "Еще на озере Воймежное, это 15 минут езды отсюда на электричке, археологи нашли на одном болоте во время раскопок целый сохранившийся борт эпохи мезолита".

Последний мастер деревни Демидово. Называя так Николая Ивановича, гусевские краеведы задались целью увековечить историю лодки, как самобытного предмета древней культуры и еще живого памятника «уходящей Мещёры».

Дарья Давыдова. Андрей Синягин

Загрузить ещё
Выберите рассылку