Top.Mail.Ru
Культура

В суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре возобновилась реставрация фресок Гурия Никитина

Опубликовано: 20 февраля 2018 года
В главном храме Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале идет масштабная реставрация древних фресок Гурия Никитина. Прославленный живописец жил в 17-ом столетии. Возобновить работы по реставрации уникального наследия у Владимиро-Суздальского  музея-заповедника  появилась благодаря федеральной целевой программе "Культура". 

Тончайшее полотно в тысячу квадратных метров покрывает стены и своды собора, опоясывает столбы, выстилает ниши алтарных апсид. Высоко, под самым куполом реставраторы шаг за шагом сначала аккуратно залечивают шрамы на древнем грунте, а потом еще долго подбирают охру и ультрамарин.

Людмила Балыгина, художник-реставратор высшей квалификации: "Все тонировки, которые сделаны современными синими красками (а не делать их нельзя), вот они все начинают светлеть, а другие начинают темнеть наоборот. Здесь же синька 17 века - это медьсодержащая. Она совсем другой тональности, она совсем другого цвета. Она синенькая такая вот, приятная к восприятию, небесная".

Голубой, розовый, нежно-оливковый. В такой непривычно легкой цветовой гамме перед прихожанами предстают канонические сюжеты о жизни Христа и деяниях апостолов. Десятки сцен, сотни фигур…

Александр Дмитриев, художник-реставратор, искусствовед: "Регистры невысокие, около двух метров. Это было сделано художниками специально для большей информативности. Священнику было удобно проповеди вести с амвона, т.е. рукой показывая на нужный сюжет, куда люди могли развернуться, посмотреть. Т.е. это были иллюстрации притч, иллюстрации чудес".

Этой «настенной Библии» - больше трехсот лет. Росписью интерьеров главного собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале занимались лучшие стенописцы страны во главе с выдающимся Гурием Никитиным. Самоучка из Костромы, «художник от Бога», он и мастера его артели были нарасхват – у царя, патриарха, именитых церковных деятелей  и посадских богатеев, рассказывает Александр Дмитриев. Работали, как сейчас говорят, только с вип-заказами. А их было много. Фрески Никитина украшают стены десятков древних храмов в Москве, Ярославле, Костроме, Ростове Великом.

- Вот то, что отличает костромичей, они почти везде, в каждом своем соборе писали композицию «О тебе радуется». Существовала такая традиция апокрифическая, что через Богородицу мы входим в рай, т.е. если это божье место, рай на земле, то русский человек не мог не изобразить Богородицу.

Долгое время эти сюжеты «прятались» под более поздними записями. В 70-ых годах прошлого столетия специалисты «Владимирреставрации», наконец, раскрыли древние фрески и вот уже несколько десятилетий приводят в чувство отдельные фрагменты живописного полотна. Сейчас заняли северную часть храма. Работы затронут и центральный алтарь. 

Олег Соловьев, ведущий специалист отдела реставрации Владимиро-Суздальского музея-заповедника: "Данный этап, он тоже еще не окончательный, потому что предстоят еще работы (ну, всё зависит, конечно, от финансирования) по подольной части собора. Это не одномоментный процесс. Реставрация, она в принципе бесконечна. Чтобы объект жил, памятник жил, надо постоянно им заниматься".

Роспись Спасо-Преображенского собора в Суздале стала прощальным проектом артели Никитина. В таком почтенном возрасте (ему было около 70-ти) он, скорей всего, только руководил работами. «Последний из великих изографов», он никогда не был женат, и не передал свой талант преемникам, а всё наследство завещал потомкам.  Очередной цикл реставрационных работ в соборе Суздаля должен завершиться осенью этого года. 

Дарья Давыдова. Александр Чунаев. "Вести-Владимир"

Загрузить ещё
Выберите рассылку