11.02.2010 17:40 564

Минрегионразвития включило Владимирскую область в федеральную программу развития моногородов

На сегодняшний день 4 муниципальных образования уже могут рассчитывать на помощь от государства и ещё четыре надеются войти в программу. Среди них – собинский поселок Ставрово.

   
Что называть «моногородом» или «монопоселком»? В центре внимания – градообразующее предприятие. И критериев всего два: либо на нем трудится более четверти населения города или поселка, либо продукция этого предприятия покрывает половину рынка промышленного производства. В первой тройке в очереди за госпомощью – Тольятти, Байкальск и небезызвестный Пикалево. И где-то среди трехсот прочих – Собинский поселок Ставрово.

Если верить новому генплану, с момента развала союза поселок разросся вдвое. Завод автотракторного оборудования - это сердце Ставрова, поясняет Алексей Трухин. И оно работает, но даже не в полсилы. 

АЛЕКСЕЙ ТРУХИН, ГЛАВА ПОСЕЛКА СТАВРОВО: "Если первоначально на заводе работало более 60% жителей поселка – это, сами понимаете, практически, основная часть – то сейчас работает менее 15%."
 
Юрий Викторович один их немногих, для кого увольнение с завода в свое время не стало трагедией. Недорогой китайский станок, пара наборов заготовок для ключей, и вот уже полтора года он работает на себя. 

ЮРИЙ КУПРИЯНОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: "Это чисто случайно! Просто оказался в нужном месте в нужный час. Подвозил человека, а человек мне сказал: «Ты не хочешь заняться?». Я говорю: «Хочу!». И вот он меня привез к директору типографии – Галине Сергеевне – и обратился, и она говорит: «Да, я буду сдавать в аренду». И так вот завязалось. Скажем так, повезло! Сложно, сложно пуститься в омут. Люди, как правило, ищут, чтобы кто-то их как-то трудоустроил – приедет барин, он нас рассудит – психология."
 
Продукция завода, которому Юрий Викторович отдал два десятка лет, теперь на прилавке его частного магазина. Хотя еще полгода назад автомобильные «дворники», термостаты и датчики «мертвым грузом» лежали на заводских складах. Будучи "смежником", «АТО» простаивал вместе с ГАЗом и АвтоВАЗом. В лучшие годы штат сотрудников насчитывал три с лишним тысячи человек. Но с тех пор сократился - ровно в десять раз. А следом рухнули и объемы производства. Впрочем, Татьяна Ивановна и теперь порой «штампует» в две-три смены. При средней по заводу зарплате в двенадцать с половиной тысяч, получая в лучшем случае девять. Рассчитывать работникам больше не на что. 

ТАТЬЯНА КОЧЕМАЗОВА, СОТРУДНИЦА СТАВРОВСКОГО ЗАВОДА «АТО»: "У меня у самой так: завод – основной заработок. Да и многие так семьи как-то. Кто молодежь, там ездит куда-то там, кто в Москву, кто во Владимир молодые-то, а мы уж так, в заводе – мы в заводе так и работаем. И будем, надеемся, работать."
 
Как будет работать программа поддержки «моногородов», здесь пока только предполагают. Возможно, речь идет о расширении госзаказа. Или завод превратят в свободную экономическую зону. В руководстве предприятия ставку делают на инвесторов – сюда уже пришли французы (с топливными бачками для «Рено»), россияне (производители спорттоваров). И таких вот пустующих цехов – в десятки тысяч квадратных метров – в собственности завода еще немало. 

РЕНАТ НИАЗБАЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СТАВРОВСКОГО ЗАВОДА «АТО»: "Поиск инвестора это не есть желание заработать какие-то деньги, зафиксировать их и закрыть проект, а желание найти конкурентоспособное, востребованное производство, которое способно дать налоговые поступления, которое способно дать работу людям, и дать перспективу не только этому поселку, но и повысить благосостояние района в целом."

В правительстве особо подчеркивают: просто так деньги государство раздавать не станет. Есть четкое условие - в деле развития моногородов должны принимать участие как их главы, так и собственники градообразующих предприятий. Это как раз то, что на исторической встрече в Пикалево премьер-министр назвал «социальной ответственностью бизнеса». 

Дарья Давыдова. Андрей Синягин



Комментарии

Введите слово
с картинки