Top.Mail.Ru
Общество

Владимирские поисковики принимают новобранцев: как проходит обучение волонтеров?

Опубликовано: 18 июня 2022 года

Лето - горячий сезон для дачников, грибников и поисковиков. В лесу ежегодно пропадают сотни людей по всей стране. А на их поиски отправляются волонтеры отряда Лиза Алерт. И каждый из них - профессионал. Перед работой в лесу поисковики-добровольцы обязательно проходят практическое обучение, ведь даже "прокрикивать" лес надо умеючи.

В поле возле поселка Бараки приземляются три вертолета. Задача - быстро погрузить поисковиков и провести облет лесного массива. Легенда - классика сезона. В лесу пропали люди - на счету каждая минута светового дня.

-Пилот, понимаешь, он может лететь на дачу, с дачи, где угодно и мы его привлекаем раз! и на поиск. А у него это второе управление стоит. И, когда вы садитесь, вы можете просто чисто механически вот это снять сразу.

Кажется, все это нюансы. На деле - любая, даже малая ошибка может "завалить" всю операцию. К вертолетам допускают добровольцев с опытом. Сесть нужно не только быстро, но и аккуратно. Осматривать площадь - тоже. Пилоту не мешать, лишнего не трогать, на сам полет эмоционально не реагировать. Вертолеты - частные. Безвозмездная, очень нужная, но хрупкая и дорогая в починке авиация. Вылетают они даже ночью. На вызовы, когда пропавший на связи или, например, если известно, что он в состоянии развести костер. Заблудившийся также может сориентировать спасателей, услышав звук вертолета.  

Кристина Иванова:

-Работа на отклик - важнейших инструмент поисковика. Необходим делать это каждые двести-двести пятьдесят метров. Пропустил точку - всё, сделал дырку в маршруте. Важно понимать, что потерявшийся не всегда может откликнуться так же громко, поэтому нужно минимализировать все окружающие звуки. Остановился. Крикнул. Прислушался.

-Юраааа!

Ольга Мельникова, старший поисково-спасательных групп отряда "Лиза Алерт" во Владимирской области:

-Кричу - все остальные добровольцы слушают в разные стороны. Кричу я три раза, но вообще, конечно, как скажет штаб. Но, в основном, у нас практика - кричу три раза с перерывом в сорок-шестьдесят секунд.

За два года в отряде Ольга прокричала почти все леса региона. "В миру" она - фармацевт, здесь - старший пеших поисковых групп. Лис. Такое название они получили за оранжевые куртки и, очевидно, за энергию и скорость. В мороз, дождь, ночью - эти люди всегда готовы отправиться в лес. Когда после многочасовых поисков, рассказывает Ольга, наконец слышишь голос "потеряшки", кажется, замирают даже птицы.

Ольга Мельникова, старший поисково-спасательных групп отряда "Лиза Алерт":

-Действительно, мурашки по коже. Хочется бежать, но нет. Надо оставаться на месте, зафиксировать точку отклика, расстояние, вот как я все сказала. То есть, есть алгоритмы нашей работы. И уже после этого мы спрашиваем в штабе, можно ли идти.

В "Лиза Алерт" есть четкая структура: группа реагирования, операторы линии, инфогруппа, координаторы, картографы, кинологи, ответственные за беспилотники. Новички предельно внимательно следят за работой каждого. В этих сезонных учениях задействовано чуть больше двадцати учеников. Далеко не факт, что все они этим летом отправятся в лес. Всегда есть риск, что новобранец может потеряться сам. Александр уже был помощником отряда, но все равно должен пройти курс молодого поисковика. До этого момента он участвовал только в ночных прочесах. Днем - основная работа. Как и у всех здесь.

Александр Игнатов, волонтер поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" во Владимирской области:

-Помощь людям. Очень приятно осознавать, что благодаря таким движениям многие остаются найденными. Живыми, да, счастливыми, здоровыми.

Отдельная тема учений - работа с соцсетями и СМИ. В группе отряда под ориентировками нередки комментарии в духе "Почему так мало информации" и "Когда появятся подробности". Волонтеры объясняют, обнародованные детали могут повлиять, например, на ход следствия. Ранить и без того эмоционально истощенных родных пропавшего человека.

-Не рассказывать о каких-то тяжелых заболеваниях, не рассказывать о каких-то ментальных особенностях, потому что не хотят порочить честь семьи и прочее. Мы максимально стараемся оградить репутацию потерявшегося и семьи.

Потому не говорят и о том, что человек теряется не впервые. Чаще всего бывалые потеряшки - пожилые люди. Несмотря на предупреждения, многие упорно не берут с собой в лес даже телефон. Координатор с семилетним стажем Александр вспоминает, одним из таких пропавших был дедушка 86-ти лет. Он терялся трижды! В последний раз его нашли в болоте, обессилевшего, но, к счастью, вновь живого.

Александр Абакумов, координатор поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" во Владимирской области:

-Выносили на носилках мы его из леса около восьми часов. Это был такой самый тяжелый физически и морально, скажем так, поиск, наверно, в котором я лично участвовал в лесу. СКЛЕЙКА. Большинство людей романтизируют все происходящее, поиск пропавших людей. Многие не понимают, что это, на самом деле, очень сложный, большой труд. Есть люди, которые отсеиваются.

В волонтеры принимают с 18 лет. За границами леса остаются десятки добровольцев, чья работа не менее важна. Это и те, кто обзванивают больницы, ведут соцсети, создают памятки, организовывают питание. Содействие здесь требуется всегда. Но летом - особенно. С апреля этого года в региональный отряд уже поступило 30 лесных заявок. А весна была как никогда холодной.

Кристина Иванова, Александр Чунаев, Вести "Владимир".

Загрузить ещё