Муниципалитеты региона получат дополнительные деньги - на закупку техники, которую можно будет использовать, в том числе, для борьбы с борщевиком. Масштабы засорения уже исчисляются тысячами гектаров, но это некорректная цифра. До конца года "Россельхозцентр" должен составить областную "карту борщевика" - с точными данными о количестве и площади очагов зарастания. Как идет борьба с сорняком и почему человек пока ее проигрывает, узнала наша съемочная группа.
На войне все средства хороши...
- Штука токсичная?
- Очень!
Но с ядом нельзя переборщить. Химикаты сплошного действия с этого года запрещены.
За плечами у пехотинцев "Россельхозцентра" - оружие третьего класса опасности. Собственная разработка. Баковая смесь убивает отдельные виды сорняков. Точечные удары наносят по зарослям борщевика в границах сел и деревень.
Дмитрий Зябликов, ведущий агроном отдела защиты растений филиала «Россельхозцентра»:
- Места общего пользования, культурно-массовых мероприятий. Также детсады, школы, больницы, кладбища. Где могут присутствовать люди и где они могут получить ожоги от борщевика.
Химобработку проводят дважды в сезон. Орошают до пятисот гектаров. Способ эффективный, но это капля гербицида в сорном море, которое пожирает регион. Площадь засорения велика. Как если бы борщевиком сплошь заросли два города величиной с Суздаль.
Марина Олимова, руководитель филиала «Россельхозцентра» по Владимирской области:
- Ориентировочно, это чуть более трех тысяч гектаров. Но опять же это цифры условные, они складываются по данным муниципальных образований. Опять же сюда не входят земли других назначений, сельскохозяйственного и так далее.
Крупный очаг к югу от Вязников. Борщевик штурмует склоны холмов. Соцветия-зонты до горизонта. Растения циклопических размеров. Тут уже не стебли - стволы.
Дарья Давыдова, корреспондент:
- Физическое и численное преимущество армия борщевика демонстрирует в Юрьев-Польском, Гороховецком и Вязниковском районах. Сорняк ведет планомерный захват брошенных земель. Первым просыпается после зимы и где-то в это время бросает на ветер колоссальное количество семян, которые годами - пять-восемь лет - могут лежать в земле в ожидании своего часа.
Десятки деревень - в оккупации. Бесхозные огороды сданы без боя. Татьяна Широкова с сыном держат оборону - рубят, косят, травят. Но лето... и враг снова у ворот.
- Прошлый год они обрабатывали этот овраг, в этом году - пожалуйста, он весь вылез.
Михаил Ворожейкин, житель д. Октябрьская:
- Дети просто приходили с ожогами домой. Как будто их кипятком ошпарили. Спрашиваешь, где бегали? Вот там-то, там-то. Смотришь, выходишь - понятно. За борщевиком спрятались.
За сорняками уже не видно Александрова, Киржача, половины Собинского района. "Антиборщевик" - это онлайн-карта заражения. Ее составляют на основе частных заявок и сообщений. Данные не объективны.
Областные власти заказали полномасштабное обследование. Чтобы точно знать, где сосредоточены основные силы противника и откуда он ведет наступление.
Александр Авдеев, врио губернатора Владимирской области:
- Подписал поручение о приобретении техники на 120 миллионов для борьбы с борщевиком. Такая программа у нас лет на пять, на семь будет разработана, будем стараться бороться. Но такая, знаете, она... тяжелая будет борьба. Понятно, что техника всесезонная: летом для борьбы с борщевиком, зимой - как уборочная, грейдеры, дороги и так далее.
Голыми руками борщевик буквально не возьмешь. Но проблема даже не в нехватке вооружения. С июля в регионе введены штрафы для собственников, которые допустили зарастание земель. Беспечность землевладельцев сводит на нет любые усилия.
Вдоль полосы отвода, которую дорожники "зачистили" от борщевика, тянутся бескрайние угодья, где сорняк уже давно полноправный хозяин. И повторный захват - это лишь вопрос времени. Идти нужно единым фронтом. Потому что один в поле борщевика - точно не воин.
Дарья Давыдова, Егор Герасимов. «Вести-Владимир»