Какие легенды хранит село Новое Суздальского района?
Опубликовано: 2 сентября 2024 года
Какие легенды хранит село Новое Суздальского района? Где во Владимирской области можно увидеть старообрядческое кладбище? Татьяна Воронцова побывала в селе Новое Суздальского района и узнала, какие легенды хранят эти места. Подробности в репортаже.
- Я знала о том, что в полях между селами Новое и Суромна есть это кладбище. О нем уже начали в интернете говорить.
Загадочное место.. Сразу не найти. Старообрядческое кладбище спрятано в зарослях, прямо посреди полей. Места эти не заброшены- их возделывали и в советские времена, и нынешние. А захоронения никогда не трогали. Пока не пришли черные копатели.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- Вот видите - все надгробия явно не на своем месте. Скорее поживились черные копатели. Существовало поверье, что старообрядцы были состоятельными - не пили, трудолюбивые, и якобы нажитые богатства клали с ними. Но может искали вещи старообрядцев, клали исключительно в простых льняных рубашках и ничего с ними рядом не ложили.
"Нагими пришли в этот мир- нагими и уйдем"- таков принцип истинно верующих людей. Но богатство духовное- не подвластно рабам материального. Когда было кладбище разрушено - точно не известно, говорит Татьяна. Могилы разрыты, композиция захоронений нарушена. Сами же надгробия -из белого камня или мрамора, массивные, в виде домовин- гробов, или уже более позднего периода - стелы, и вазоны. Показатель причастности к старой вере- надписи на камне.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- На них надписи сделаны на старославянском языке. И летоисчисление у них от сотворения мира, а не от рождения Иисуса. Такое ввел Петр 1 и старообрядцы его не приняли.
Заросшие мхом надписи читаемы до сих пор. Сюда бы профессиональных некрополистов, для изучения древнего кладбища- замечает Татьяна. Более 300 лет старообрядцы были ущемлены в правах. Но гонения на раскольников их Веру не уничтожили. В 19 веке староверами оставалась треть населения страны. В 90-е старообрядческая община была восстановлена. Так на затерянном кладбище в двух километрах от села появился памятный крест.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- Интересный факт - в 18 веке Петр 1 стал легализовать старообрядцев в коммерческих целях, зарегистрироваться, и платить налоги в 3 раза больше простых православных. Запрещалось быть на государевой службе и было много ремесленников, мастеровых, купцов. конечно же.
Многие староверы оставили после себя добрую память и в Новом селе. По преданию, название его было дано Андреем Боголюбским. От его резиденции- крепости Боголюбов всего то 1,5 километра. Говорят на местных прудах находились садки, в которых содержали рыбу для княжеских застолий. Само же село составилось из нескольких селений крестьян, принадлежащих Покровскому монастырю. Проезжая по Новому селу , в глаза сразу бросается и множество старинных- двухэтажных каменно- деревянных домов. Примета дореволюционного времени.
- Полукаменные, полудеревянные каменные дома..это говорит, что у них были свои заводики кирпичные..глина была, иногда амбары можно увидеть..каменные
Такой общественный амбар находим прямо у Свято-Ильинского храма. Без окон ,с железной дверью. На случай пожара.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- Церковь в селе Новое упоминается в документах аж 1628 г. Понятно, как деревянная, в честь пророка ИЛИИ. И селяне к 18 веку задумались сделать ее в камне и получили разрешение митрополита Виктора, чтобы разобрать церковь Покрова на Нерли, и из ее материала построить свою собственную Ильинскую церковь.
На тот момент Покровский монастырь был упразднен, он стал своего рода обузой. В 1784 его уже пытался разобрать Боголюбовский монастырь, чтобы построить себе каменную ограду. Да вот, к счастью, не сошлись в цене с подрядчиком. Не удалось это сделать и прихожанам села Новое.
- Как только они поднялись к куполам. Один из крестьянинов внезапно ослеп. Было это серьезным знаком. Что храм трогать не надо. И жители изыскивали возможность самостоятельно построить храм. Далось это сложно. В 1825 возвели здание и только 1831 году освятили. и провели там службы.
Колокольня при церкви построена позже и разнится с храмом в стиле. Колокол с нее сбросили в 1939, в годы войны помещение отдали под склад провизии парашютно- десантного батальона. Все внутренне богатство храма было утрачено.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- В советские 50-е г церковь превратили в водокачку- водонапорную башню, церковь утратила свое убранство. И даже в 90-е, когда церковь начали восстанавливать, говорят до сих пор, находится мотор от водокачки и нет технических возможностей его снять.
В селе есть по-настоящему уникальное здание. Так Татьяна называет "Новосельскую среднюю общеобразовательную школу ". Она носит имя героя соцтруда Виктора Павловича Пантыкина и построена в 1991-м.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- Полный развал экономики и страны, а Виктор Павлович Пантыкин продвигает проект строительства школы. Ему разрешили..с условием за свои деньги. Но колхохз мог себе позволить. Колхоз был миллионником.
Особенность здания- вход не со стороны центральной улицы. Виктор Павлович мечтал, чтобы детям из окон школы отрывались панорамные виды на Боголюбовские дали. Украшает здание и необычный барельеф.
- В центре старец- мудрец. Рядом 2 женщины приклонив колени что-то подают в руках- аллегория до сих пор не понятна.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- В 1972 был построен двухэтажный ДК, который удостоен называться Дворцом. Зал на 400 зрителе. Танц зал. Буфет.Танцевальный зал.
В этом великолепном здании проходили все торжественные сельские мероприятия - от выставок и концертов до пышного Дня сельхозработника. Рядом находился прекрасный парк, сегодня пришедший в некоторое запустение.
Местные жители не дали его застроить многоэтажками. Напротив , роскошные здания сельской администрации и Дома быта. Последнее сегодня, к сожалению, не востребовано. Что, наверняка, огорчило бы его создателя Виктора Пантыкина. Но как распорядились его наследством потомки, уже другой вопрос-замечает Татьяна.
Татьяна Лысова, экскурсовод:
- Виктор Павлович не уроженец Владимирской земли. Приехал к нам из Курской области. после окончания Воронежского института, работал председателем колхоза им Фрунзе и был главным агрономом..возглавлял колхоз до 1995 г.
А вот история колхоза в селе Новом началась в 1929-ом, с образования артели. Через год она была преобразована в колхоз "Заря новой жизни" . И все 66 лет своего существования он укрупнялся , прирастал новыми землями- села Ославское, Сувороцкое , Боголюбово и Суромна. За счет умелого управления, колхоз стал миллионником.
- Мы ни разу не работали с убытком. В этом году прибыли - 5 миллионов и сейчас работают. Но страшно надоели эксперименты над селом. Отбили всякое желание работать.
Виктора Пантыкина всегда вспоминают на селе добрым словом. Среди известных жителей Нового и историк- библиограф Иван Филиппович Массанов. Автор многих краеведческих исследований и уникального в своем роде "Словаря псевдонимов ". Есть на селе и дом еще с одной памятной доской в честь...
В 1998-м впервые была записана песня Владимирский централ. И в этом же году Михаил Круг останавливался в этом доме у друга приятеля после концерта в Гусь- Хрустальном. Певец провел здесь несколько часов в ожидании поезда. После смерти "короля русского шансона" хозяин дома и установил эту мемориальную доску.
Татьяна Воронцова. Илья Хлудов. "Вести - Владимир"