"Он-физик, она-скульптор": "Вести" продолжают рассказывать об удивительных семьях Владимирской области
Опубликовано: 10 сентября 2024 года
"Он-физик, она-скульптор": "Вести" продолжают рассказывать об удивительных семьях Владимирской области
В Год семьи в России "Вести" продолжают рассказывать об удивительных семьях нашего региона. Сегодня отправляемся в Ковровский район, под красивым названием Любец. С творческой семьей: он - физик, она - скульптор-вас познакомит Полина Лаптева.
- Это 1958 год. А мне четыре года. А мне год. И это висело в моей комнате всю жизнь. И это будущие мои тесть и теща.
Эту гравюру в московской лотерее родители Михаила выиграли еще в 60-е годы. Удивительное знакомство с семьей будущей супруги произошло задолго до их первой встречи. Судьбоносным для художника и ученого стало знакомство в реставрационной мастерской Саввы Ямщикова. На Пасху.
Михаил Кириллов-Угрюмов, кандидат физико-математических наук:
- Нас сближала, сближала судьба всеми способами, до той поры, пока мы на Пасху в 1985 году с Наташей пошли крестным ходом вокруг любимого храма Ильи Обыденного в Москве. А затем этим крестным ходом шли уже все 40 лет.
Люди науки и искусства... Разных по складу ума, их объединили схожие идеалы, мировоззрение и православная вера. Представители двух семейных династий, оставивших заметный след в культуре и науке нашей страны. Наталья наследовала мастерство своего отца - выдающегося графика Гурия Захарова и матери - скульптора Татьяны Соколовой. Сначала увлеклась, графикой, затем живописью...
Наталья Захарова, художница и скульптор:
- Сложно, грязно, я все пачкаю, мастерской нет, я порчу все, вокруг, потому что масляная краска воняет разбавителями. И я нашла абсолютно замечательную технику, в которой иконы пишутся. Это дерево левкас яичная темпера. На желточке, в пигментике.
...затем эта техника перешла и на скульптуры. Темпера будто оживляет заготовки аиста и ангелов. Наталья работает старинными - мамиными инструментами.
Наталья Захарова, художница и скульптор:
- Тут даже ее лобзик есть, дрель советская еще и бошевский лобзик, которому лет пятьдесят. Все в рабочем состоянии? - Абсолютно!
В нулевых Наталья со своей матерью стали авторами бронзовых фигур святых Иосифа Волоцкого и Стефана Пермского на стенах храма Христа Спасителя. Их отливали из бронзы. Но любимым материалом ее матери да и самой Натальи стало дерево. На этих страницах - собрание работ Третьяковской галереи Гурии Захаровой. В скульптурах - черты повседневности.
- Старушки всякие советские, вот это жмурки. Папа из Клязьмы доставал мореный дуб, сушил его специальным образом и дальше мать из него рубила.
А затем стало светским, но по словам Натальи, ей всегда не хватало какой-то духовности. Этим истокам в своем искусстве она и верна. Поддерживает супругу Михаил - физик, сын первого ректора МИФИ, российского ученого, участника Великой Отечественной войны Виктора Кириллова-Угрюмова. Ученый - автор более 70 научных трудов, 10 изобретений и патентов.
Михаил Кириллов-Угрюмов, кандидат физико-математических наук:
- Для того, чтобы поднять свою значимость, достаточно написать какой - нибудь тройной интеграл. И все почтительно замирают. И понимают, что этот человек не от мира сего уж точно.
С Натальей все гораздо проще. Любимой женщине достаточно похвалы и восхищения.
Наталья Захарова, художница и скульптор:
- Я ему говорю, ты знаешь Миша, ты мне как критик, совершенно не интересен, твоя роль заключается в том, чтобы хвалить меня. Потому что так мало людей, которые это делают. И он сразу все понял моментально. И всю жизнь мне говорит...Ой, как красиво.
А вот плодом их совместного, семейного творчества (а над созданием трудились и Михаил, и Наталья и их дочь Анастасия) по праву можно назвать... "Красный суп". Художественную книгу о вкусной и здоровой ... жизни. Рецепты, разбавленные воспоминаниями. В них - самый сок.
Михаил Кириллов-Угрюмов, кандидат физико-математических наук:
- Приходится жить, переживая своих самых близких друзей. То о чем, все время скорбил Сережа Козлов. Который был моим самым близким другом. Автор Ежика в тумане, он жил у нас в деревне. Мы очень были дружны. И он все время скорбил о том, что не дай бог дожить до тех времен, когда останешься один, а друзей больше нет. Вот и сейчас как раз такая история.
Но бесценный жизненный опыт есть кому передать - подрастающему поколению: внуку Луке, увлеченному физикой и дочери Анастасии, которая пошла по стопам матери. Полгода они живут в творческой резиденции под Ковровом, а в холода возвращаются обратно в Московскую квартиру. Каждое место для них по-своему важно, наполнено смыслами.
Михаил Кириллов-Угрюмов, кандидат физико-математических наук:
- Здесь ты погружаешься в какую-то вечность, и все идет как-то неторопливо, спокойно и очень умно. А в Москве такой разумности жизни нет. Но Москву мы очень любим, и слава богу, что она у нас есть, потому что все же на контрастах построено. Вот это двуединство нашей жизни оно очень полезно и для любви к Любцам и для Любви к Москве.
Дом, которому больше стал лет, когда-то принадлежал сельскому священнику, а затем перешел к родителям Натальи. Здесь живут особая атмосфера, предметы прошлых столетий и любящие хозяева.
- Но пока я ничего менять здесь не позволю. Это самый красивый и уютный дом.