Top.Mail.Ru
Общество

"80 лет Великой Победе": муромляне вспоминают военный фильм Ларисы Шепитько "Восхождение"

Опубликовано: 13 января 2025 года

"80 лет Великой Победе": муромляне вспоминают военный фильм Ларисы Шепитько "Восхождение"

80 лет Великой Победе и Год Защитника Отечества. Таким будет 2025-й. Как дань памяти и уважения Героям Великой Отечественной и всем, кто защищает нашу родину сейчас. И сегодня предлагаем вам вспомнить о прекрасном военном фильме, который полвека назад снимался в Муроме и покорил мир.

- Был под впечатлением неделю...Просто ходил, задумывался. Игра актеров, режиссерская работа, натуральные схемки в 40 градусов? Можно было и в 10.

- А как никак?

- У тебя руки должны быть промерзшие.

Военная драма Ларисы Шепитько - как урок для начинающего режиссера. "Восхождение" смотрел детально, когда сам учился режиссерскому мастерству, - рассказывает Игорь Мельников. Правда с экрана ошеломляет сразу.

Игорь Мельников — кинорежиссер:

- Это очень своеобразный фильм...И там нельзя быть статистом, вроде о тех временах. Ну, да, пошли искать провизию, и что-то не сложилось. Нет! Там настолько все смыслы глубоко заложены...И Восхождение идет - кому куда...Восхождение...

В основе - повесть белорусского писателя Василя Быкова "Сотников" (первоначально "Ликвидация"). Но фильм выглядит особо пронзительным из-за библейского лейтмотива. Религиозная Притча Шепитько о вере, непобедимости духа и бессмертии. Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? Как в жесточайших условиях сохранить в себе ростки добра и человечности?

Фильм о том, что помогло русскому народу выиграть ту страшную войну, - замечала сама режиссер. Это лицо Сотникова - словно лик Иисуса - она искала очень долго. Как и его антагониста - предателя Иуду - Рыбака. Для неизвестных в то время артистов Бориса Плотникова и Владимира Гостюхина именно в Муроме началось "Восхождение" в большое кино.

- Теперь я знаю, главное - по совести...Я жить хочу, чтобы бить их гадов. А ты труп...В тебе только упрямство осталось, принципы..

- Живи! Без совести можно.

30 декабря 1975 года. В самый канун Нового года Шепитько получает разрешение на съемку картины. И это после 4-летнего упорного хождения по студиям Госкино. Первые эпизоды снимают уже через несколько дней - 6 января, в день рождения Шепитько - на муромской земле. Местные леса заменили в фильме белорусские. На улице лютая стужа, как в военном 1942-м...А актеры работают, практически, без одежды. Таковым было обязательное условие Василя Быкова.

Начало съемочного дня в 6.00. И длится он 9 часов. Главная битва - с морозом. Адская физическая нагрузка, от которой актеры теряют сознание. И никаких привилегий ни у режиссера, ни у операторов. Был момент, когда при съемках у Бориса Плотникова примерзли волосы к дереву.

Муромляне, снимавшиеся в массовке, проявили практически тот же героизм, работали самоотверженно. Приняли решение "страдать" по-настоящему и отказывались уезжать на перерыв - безропотно сидели в сугробах вместе с актерами.

Лариса Шепитько — режиссер:

- Мы снимали эпизод...Все пальчики были в черных точках...Отморозили, когда снимались в том эпизоде.

Во Владимирской областной научной библиотеке сохранились копии фото со съемок фильма из архива Виталия Шибанова. В те годы внештатного корреспондента газеты "Муромский рабочий". В немецкой массовке - студенты муромского института. Немецкая комендатура - в бывшем "Доме охотника ", а местом казни был выбран "круг" на спуске Воровского.

- Рыбак казнит Сотникова. Очень страшная сцена...Возвращаясь к внутреннему состоянию актеров, ну, это не повторить просто-напросто.

Игорь Мельников замечает: актеры играли на износ. В каждом кадре - каторжный, сумасшедший труд. Рассказывает: когда снимал свой фильм "Ванька", трудно было найти актера на роль Полицая. Не каждый может с таким грузом жить дальше.

Неудивительно, что актеры в фильме "Восхождение" оказались на грани нервного срыва. Самозабвенная игра Владимира Гостюхина поразила даже легендарного Френсиса Форда Копполу, заметившего, что после таких ролей актеры не живут.

Сцена пытки Сотникова. Борис Плотников так вжился в роль, что по-настоящему потерял сознание. Актриса Людмила Полякова (Демчиха) вспоминала, что в войну вместе с мамой была эвакуирована в Муром. И вот - спустя 30 лет - во время съемки сцены казни, глядя с виселицы на замерзшую Оку, она шепчет не написанные в сценарии слова "Этого не может быть". В этот момент актриса вспомнила маму, которая на этом месте тоже чуть не погибла. Такое вот стечение обстоятельств .

Сегодня важно говорить о войне и Великой Победе, сохранять память, поднимать забытую военную литературу и фильмы - говорит Игорь Мельников. У режиссера победного "Ваньки" есть тоже новая задумка.

Игорь Мельников — кинорежиссер:

- Это реальная история, мне дедушка ее рассказывал. Нейтральная полоса и стоит баня...Уже все разрушено, и тропинка с немецкой стороны и с нашей - час греются немцы, час наши...И вместе сошлись, и у них разговор...

Сценарий короткометражного фильма готов. Осталось его воплотить в жизнь. И, возможно, мы сможем увидеть его в год 80-летия Великой Победы.

Татьяна Воронцова, Илья Хлудов. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку